14-10-2023
|
||||
Ви́дсид | ||||
Автор(ы) | неизвестен | |||
Дата написания | записан в IX в. | |||
Язык оригинала | Англосаксонский | |||
Объем | 144 строки | |||
Содержание | список королей и народов | |||
Рукописи | The Exeter Book (MS 3501) | |||
Хранение | Библиотека Кафедрального собора Эксетера | |||
Оригинал | устная традиция | |||
Электронный текст произведения |
Ви́дсид (др.-англ. Widsith, буквально «широкостранствующий» или «далёкий путь») — древнеанглийская поэма, созданная предположительно в IX веке. Произведение состоит из 144 строк и опирается на устную традицию древних германских сказаний. Единственная копия произведения сохранилась в «Книге Эксетера» (MS 3501) и хранится в библиотеке Кафедрального собора Эксетера.
Видсид — имя скопа (англо-саксонский аналог скальда по др.-англ. scop), от лица которого ведётся рассказ, фактически представляющий собой каталог королей и народов героического века германцев.
Поэма представляет собой своего рода послужной лист и в основном состоит из трех каталогов:
Эти каталоги перемежаются отрывочными сведениями, в частности, о том, какими подарками поэта награждали.
Данный список нельзя считать реальным отражением личного опыта поэта, который не мог одновременно быть знаком с Эрманарихом (Эорманриком), скончавшимся в 370 году, и с Альбоином (Эльфвином), умершим в 572. Выдвигалась гипотеза, что изначально поэма была создана в IV веке, а анахронизмы представляют собой позднейшие вставки. На это возражали, что Эадгильс, играющий в поэме важную роль, был сравнительно незначительной исторической фигурой V века, и подчеркивание поэтом его патронажа скорее должно опираться на нечто реальное.
По мнению С. М. Боуры, Видсид не настоящий поэт, а некий идеальный образ:[1]
…автор использует этот образ для утверждения важнейших составляющих своего искусства. В нем заключены суть и задачи поэзии. Благодаря своему мастерству поэт узнает весь мир таким, каким он предстает в героической песни, и получает щедрое воздаяние. Перечисленные правители и народы могли бы стать героями песен воображаемого певца; на самом деле, это значит, что он располагает невероятным разнообразием тем. Рисуя своего идеального певца подобным образом, автор, возможно, до некоторой степени опирается на древнее представление о поэте, наделенном особым знанием, недоступным для обычных людей. За этим могло скрываться туманное и неясное ощущение того, что певец подобен шаману… |
Это заготовка статьи о Средневековой литературе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Видсид.