14-06-2023
Византинизм — совокупность политических, государственно-правовых, церковных и демографических особенностей, носителем которых была Византийская империя.
Преобразованная из провинциального города в столичный и сделавшись административным центром Римской империи, Византия утратила свое имя как живой исторический факт. В Средние и особенно в Новые века имя «Византия» употребляется в смысле отвлеченного термина и служит обозначению особенностей, носителем которых выступала Византия. В настоящее время историческое значение этого термина подверглось колебанию как со стороны реального его содержания, так и исходной хронологической даты, с которой начинается его история [1]. Ставится вопрос о том, правильно ли придавать название "Византийская" Римской и, с 800 г., Восточно-Римской империи, которая не прекращалась до 1453 года.
Содержание |
В Средние века сами подданные византийского императора не называли себя ни римлянами, ни эллинами, а присвоили себе имя ромеи, и империя официально носила название ромейской. Следовательно, в историческом отношении термин «византийский» так же имеет условное значение, как «восточно-римский». Еще менее исторических оснований можно найти для термина «Греческая империя» или «Bas-Empire». Как в имени Римской империи времени Каролингов и Оттонов лежит историческая фикция, ибо в действительности эта империя ничего общего не имеет с империей Августа или Антонинов, объединяясь лишь в идеальном представлении соответствия земной империи с небесной, так и Восточно-Римская империя, которая в действительности представляет продолжающееся преемство императоров от Августа до Константина XII Палеолога, только в условном смысле, как исторический термин, может претендовать на имя Римской империи.
На Востоке культура Древнего Рима встретилась со старыми культурами: иудейской, персидской и эллинской, которые не только оказали ему значительное противодействие, но, в свою очередь, имели на него разнообразные влияния. Свидетельством этому служат административная и бюрократическая система Византии, появление кодексов, давших выражение местному обычному праву[2]; наконец, философская и богословская производительность, находившая себе пищу и получавшая напряжение в борьбе с иудейскими и эллинскими воззрениями. Многообразные перемены в строе Римской империи должна была вызвать обширная славянская иммиграция, произведшая этнографический переворот, давшая новое население Балканскому полуострову и части Малой Азии и вызвавшая коренные реформы в социальном и экономическом строе, в административной и военной системе.
Как выражение политических, культурных и демографических особенностей Восточной Римской империи, византинизм проявляется:
Становление византинизма завершается в конце VII — начале VIII в. К этому времени оказывается в наличности разнообразие начал, из которых слагается византинизм. Более общеизвестными чертами характеризуется период воздействия византинизма на те народы, с которыми Восточная Римская империя приходила в ближайшее соприкосновение и который обнимает VIII—XV столетия.
Историческая миссия византинизма по преимуществу выразилась в культурных влияниях на народы юго-восточной Европы, на болгар, сербов, румын и русских, равно как в Азии — на армян и грузин. Все эти народы не только приняли от нее христианское просвещение, плоды умственной производительности, но и брали у нее образцы в своем внутреннем устройстве. Кроме того, до сих пор не вполне оценены византийские влияния на Западе, выразившиеся в разработке христианской догматики, устройстве форм и содержания богослужения, философских построениях и т. п.
Византинизм.