14-04-2023
преподобный Викентий Леринский |
|
Vincentius | |
Рождение: | |
---|---|
Смерть: | |
Почитается: |
в Православной и Католической Церквях |
В лике: | |
День памяти: | |
Труды: |
«Памятные записки» (лат. Commonitorium) |
Преподо́бный Вике́нтий Лери́нский, либо Лири́нский (лат. Vincentius Lerinensis vel Lirinensis — Винценций, Винсент; ?, Туль, Белгика — до 450, Леринский монастырь, Галлия) — иеромонах, святой неразделённой Церкви, известный раннехристианский автор Галлии. Почитается как Отец Церкви (лат. Pater Ecclesiae) в Католической Церкви (память 24 мая) и местно — в Православной Церкви.
Содержание |
Сведения о жизни святого Викентия крайне скудны. Основным биографическим источником о нём является сочинение Геннадия Массилийского «О знаменитых мужах» (лат. De viris illustribus)[1], составленное около 495 года в продолжение одноименного труда святого Иеронима Стридонского.
Викентий родился в городе Туль на северо-востоке современной Франции. Был родным братом святого Лупа. После службы в армии (лат. secularis militia) поступил в Леринский монастырь святого Гонората, где принял монашеский постриг. В 434 году[2] под псевдонимом Перегрин написал своё самое известное сочинение «Памятные записки»[3] (лат. Commonitorium). Скончался в царствование императоров Феодосия II и Валентиниана III, т.е. в 450 году или ранее[4]. Викентий был высоко оценён своими современниками, так святитель Евхерий Лионский назвал его святым мужем, выдающимся в красноречии и знаниях.
В своих «Памятных записках» святой Викентий сформулировал следующий критерий истинности[5], непосредственно связанный со свойством кафоличности Церкви:
В самой же кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все; ибо истинно и в собственном разуме кафолическое, как показывает значение и смысл наименования сего, — то, что все вообще объемлет.
Оригинальный текст (лат.)In ipsa item catholica ecclesia, magnopere curandum est ut id teneamus quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est ; hoc est etenim uere proprieque catholicum, quod ipsa uis nominis ratioque declarat, quae omnia fere uniuersaliter conprehendit [6].
— Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков[3]
По мнению некоторых исследователей этот критерий был направлен против доктрины святого Августина о благодати[7]. В вопросе соработничества между Божественной благодатью и человеческой волей святой Викентий занимал позицию преподобного Иоанна Кассиана и отстаивал то, что позже в православном богословии стали называть синергией. Полемизируя с ними, ученик святого Августина Проспер Аквитанский называл их «остатками пелагианской ереси» (лат. Pelagianae pravitatis reliquiae). С XVI века католическое богословие классифицирует оппозицию Августину в лице святых Иоанна Кассиана, Викентия Леринского и Фавста Регийского термином полупелагианство[8].
С началом Реформации «Памятные записки» многократно переиздавались на разных языках[4].
Викентий Леринский.