04-05-2023
Владислав Алексеевич Провоторов (26 июня 1947; Потсдам, Германия) – русский/советский художник, один из представителей русского Виженари арт. Входил в «Двадцатку московских художников» , считается одним из лидеров современной религиозно-мистической живописи[1]. В середине 90-х отошел от активной художественной деятельности, в настоящее время является протоиререем и настоятелем храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Павловская Слобода[2].
Содержание |
Владислав Алексеевич Провоторов родился 26 июня 1947 года в Потсдаме (Германия), в семье военного[2]. Учился в МГАХИ им. В.И.Сурикова[3]. В 1972 году закончил Московское высшее художественно-промышленное училище имени С.Г. Строганова. Через год, в возрасте 26 лет крестился. С 1975 года работал в Художественном фонде РСФСР.
В это время (середина 70-х) Провоторов начинает выставляться, его работы становятся известными широкой публике. В ранних полотнах заметно влияние таких титанов Северного Возрождения как: Брейгель, Босх, Грюневальд; из современников Провоторова (сюрреалистов) - Дали и др. В это время художник приобретает самого себя в творчестве, вырабатывает свой индивидуальный стиль живописи. Его работы еще не содержат религиозных символов, являясь скорее философскими по содержанию.
Затем, в 1977-91 гг. Провоторов часто выставляет свои работы в галерее на [2], знакомство и дружба с которым постепенно приводят его к живописи, которая «несет в себе христианское миропонимание»Николо-Кузнецкого храма. С этого времени, по словам Провоторова, он начинает активно "двигаться в сторону православного творчества"[3], что отразилось на его картинах. Живописные работы становятся все более религиозными по содержанию. Многие полотна были проданы в это время за границу, в частности в Финляндию и США[3](В 2000-х гг. большинство «узловых» работ Провоторова были возвращены на родину).
Также картины художника принимали участие в вернисажах галереи М'Арс, в начале 90-х гг.[4].
В 1994 году был Храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Павловская Слобода Истринского района, а также членом Епархиального отдела по реставрации и строительству.
Церковные награды[5]:
Женат, имеет двоих детей.
Интервью. "Все дороги ведут к Богу".
Живопись Провоторова уходит своими корнями в искусство Северного Возрождения, проходя при этом через своеобразную призму восприятия сюрреализма и фантастического реализма[6]. Такие работы как «Бичевание» (1993) или «Четыре всадника» (1985) наглядно демонстрируют влияние на автора религиозных и апокалиптических тем, которые использовались северянами Босхом и Дюрером, а изломанные и искажённые тела на полотнах художника отсылают нас к творчеству Матиаса Грюневальда[1]. При этом многие ранние картины еще не обнаруживают религиозного влияния; большинство из них можно рассматривать как некий «протест» («Корабль дураков» (1981)) или как пример бренности человеческои плоти («Появление» (1979); цикл «Жесткая пластика» (1979)).
Отличительным примером живописи Провоторова является складывание картин в семичастные «циклы»: уже упомянутая «Жесткая пластика», «Анатомический театр»; из более поздних - «Семь трубных гласов» (на тему Апокалипсиса), «Семь смертных грехов». (Принцип складывания в циклы применялся уже В. Линицким, с которым Провоторов был хорошо знаком).
Характерное для художника «апокалиптическое» мировозрение, нашедшее отражение в его работах, привело к тому, что Провоторов неоднократно обвинялся в садизме, сексуальных патологиях, жестокости и тд. Многие из его картин и рисунков действуют довольно отталкивающе на зрителя[3], [4].
Также особенностью живописи Провоторова является тщательная проработка деталей.
Владислав Провоторов.