21-10-2023
Влад Листьев. Пристрастный реквием |
|
«Влад Листьев. Пристрастный реквием, или 12 мифов о „Взгляде“» | |
|
|
Автор: | |
---|---|
Жанр: | |
Язык оригинала: | |
Оригинал издан: |
Русский |
Серия: |
TVlution[1] |
Издательство: |
«Зебра Е», Москва |
Выпуск: | |
Страниц: |
320 |
Носитель: |
твёрдая копия |
ISBN: | |
Предыдущая: | |
Следующая: |
«Политковский. Человек в кепке» |
«Влад Листьев. Пристрастный реквием» — книга Евгения Додолева о Владиславе Листьеве, в которой повествуется о неизвестных «аспектах биографии популярного телеведущего»[2] и рассказывается «как создавалась программа, перевернувшая жизнь страны»[3]. Выпущена вслед за книгой о передаче «Взгляд» (««Взгляд» — битлы перестройки»)[4][5][6][1][7][8][9][10][11][12]. «Парламентская газета» охарактеризовала обе книги как «сенсационные»[13]. Автор отмечал: «Он [Листьев] стал легендой и по качествам личностным, и по профессиональным. Ни в каких мифах для подтверждения этого статуса бренд „Влад Листьев“ не нуждается»[11].
Содержание |
В одном из интервью автор объяснил, что хотел «рассказать в книге то, что помнит, и дать слово всем»[14]. Книга, датированная 2012 годом, фактически увидела свет в конце 2011 года, накануне открытия XV национальной выставки-ярмарки «Книги России»[15][16]. Газета «Правда», ошибочно приписала авторство книги Владу Листьеву (убитому за 16 лет до её выхода)[17][18]. «Частный корреспондент» опубликовал фрагмент рукописи в апреле 2012 года[19].
Портретная галерея персонажей расположена по алфавиту[20]. Изначально планировалась «неформальная» обложка, но автор настоял на «каноническом» изображении главного героя книги[21]. Предисловие написал Кирилл Разлогов[22]:
Предлагаемая вниманию читателя книга — явление по-своему уникальное, поскольку она сочетает в себе несколько проекций того (или, следуя объекту описания и анализа, — несколько взглядов на то), что происходило, казалось бы, в совсем недавнем прошлом и у всех в памяти, однако, представляется каждому со своей позиции, нередко противоречащей другим. |
«Комсомольская правда», называя автора «иконой перестроечной журналистики», писала, что «самый жёсткий приговор он выносит главному герою — Листьеву: Влад был лучшим в профессии, но убили не журналиста, убили не самого удачливого бизнесмена, переоценившего свой статус народного любимца, потерявшего ориентиры»[23].
Книга «даёт ответ» на вопрос «Откуда только берутся в таких объёмах высокомерно-презрительное отношение к окружающим, зацикленность на „себе любимом“, хамство, всезнайство и абсолютная категоричность» телеведущих[24][25]. Николай Гульбинский в своей рецензии цитировал автора[24]:
Если верить Додолеву (а я лично ему верю, он точен в деталях, а значит, скорее всего, не искажает истину и по-крупному), Листьев все же сумел избежать характерных для его профессии личностных деформаций: «Владислав точно не был подлым. Не был завистливым. Мелочным не был…. Святым, конечно, не был, грешил в полный рост. Всем своим женам изменял и был горьким пьяницей. Но кто без греха? Листьев был абсолютно порядочен по отношению к тем, кого числил своими… Был великодушен по-царски. Талантлив многогранно. Обаятелен беспредельно».
Рецензенты отмечали, что Додолев — «очень смелый автор и не боится предавать гласности такие факты, которые другой попридержал бы для узкого круга друзей и близких»[24], но при этом и обращали внимание на авторскую позицию в отношении героя повествования: «зрители, журналисты, мы все потеряли лучшего в профессии… И это самое главное» в книге[11].
Евгений Додолев — непосредственный участник программы «Взгляд», о которой он пишет со страстной заинтересованностью. И все же он строит свою книгу не как поток личных воспоминаний, а скорее как конструктор-аналитик: автор-составитель монтирует разные куски происходящего, мифы, интервью, которые, каждое по-своему, проливают свет на какой-то небольшой фрагмент этой весьма поучительной, хотя и достаточно короткой истории, и стремится найти в этом своеобразном калейдоскопе определённые силовые поля, которые так или иначе представляются ему важными...Э тот текст завораживает тем, что высвечивает этих и других персонажей в разных контекстах и с разных позиций. Периодически Додолев вдруг вспоминает о том, что он всесильный «Автор», использует это своё положение и начинает впрямую анализировать поведение людей в водовороте событий того бурного времени, а не просто сталкивать их в системе мозаичных противопоставлений. В этих случаях с ним можно соглашаться или не соглашаться, но его мысли и взгляды всегда интересны и ярко изложены, порой они намеренно шокируют и входят в противоречие с текущими заблуждениями как вчерашнего, так и позавчерашнего и сегодняшнего дней. [22]
Телеведущий и публицист Андрей Добров (журнал «Однако») писал[26]:
Казалось бы, что такого — за последние годы было написано много статей, в которых дерзкие авторы то соскабливали, то просто срывали позолоту с образа первого гендиректора ОРТ. Но целью Додолева вовсе не было обличить, соскоблить, вызвать сомнения и подозрения. Он признает тот факт, что Влада Листьева застрелили в 95-м и даже отводит много места в книге и самому убийству, и тому, что произошло после. Но на самом деле эта книга не о Листьеве. Она о Перестройке. Ещё точнее — о Перестройке на Центральном телевидении.
Литературный критик Александр Кондрашов («Литературная газета») вопрошал[27]:
Кто убил Влада? Владислава Николаевича Листьева, героя нашего времени, простого русского парня из «полуподвальной» рабочей семьи, на перестроечной волне взлетевшего выше некуда… Трудно дать ответ на этот вопрос, потому что в его смерти так или иначе были заинтересованы (виновны) многие. Его хотели убить и убивали все начиная с него самого. |
Журналист и медиаменеджер Антон Антонов-Овсеенко интерпретирует цитату из рукописи[28]:
Додолев воспроизводит сценку в останкинском буфете: главный персонаж книги пророчески замечает, что в Останкино «проще убить человека, чем пропустить его вперёд». А всё почему? Потому что на ТВ, мы это знаем, из всех видов СМИ самые большие заработки.
Про фактор «сомнительных финансовых операций» и «больших деньгах на ТВ» упоминали и другие рецензенты[24][29][30].
При этом «Комсомольская правда» подчёркивала: «нет даже намека на игру в объективность — книга написана „с пристрастием“, что следует уже из её названия»[23].
«Частный корреспондент», отмечая, что «Евгений Додолев в российской журналистике фигура не просто знаковая, но, можно сказать, этапная», обращает внимание на воспрозведённые в книге «точные характеристики» Александра Любимова и других героев произведения[11].
Вот это качество, отмечаемое Додолевым — быть порядочным по отношению к «своим» — весьма характерно для нашей политической, финансовой, медийной и всякой иной «элиты». Со «своими», то есть с теми, кого эти «небожители» считают людьми своего круга, принято соблюдать какие-то приличия. С остальными — всё дозволено. Абсолютно всё.
Влад Листьев
Александр Любимов
Анатолий Лысенко
Политковский и Мукусев
Вскользь упомянутый факт, что Виталий Вульф был «похоронен рядом со своим мужем», например… Доносы в КГБ, которые строчил один из «взглядовских» начальников Анатолий Лысенко на своих подчинённых. Всё это не может не огорчать. При том, что про Лысенко рассказал автору Владимир Мукусев, а сам Додолев достаточно энергично оправдывает «взглядовского» патрона, говоря о том, что бумаги, которые — в доказательство своих обвинений — предъявил ему экс-ведущий нельзя назвать доносами в чистом виде: это просто расшифровки эфиров с пометками…
Влад Листьев. Пристрастный реквием.