Воздушная навигация, аэронавигация — наука о методах и средствах вождения воздушного судна по заданной пространственно-временной траектории.
Задачи аэронавигации
- Определение навигационных элементов летательного аппарата
- координат (географических-->широта, долгота; полярных--> азимут, дальность)
- высота (абсолютная, относительная, истинная)
- высота над поверхностью Земли (истинная высота полета)
- курс (условный, истинный, магнитный, ортодромический)
- аэродинамический угол сноса
- путевой угол (условный, истинный, магнитный, ортодромический)
- приборная, истинная, путевая скорость
- скорость, направление(метеорологическое, навигационное) и угол ветра
- линия заданного пути (ЛЗП)
- линейно бокового уклонения (ЛБУ)
- дополнительная поправка (ДП) (при полете на радиостанцию)
- боковое уклонение (БУ) (при полете от радиостанции)
- обратный, прямой пеленг (ОП,ПП) (при полете на/от радиопеленгатор)
- Контроль и исправление пути: (С выходом на ЛЗП или в ППМ (поворотный пункт маршрута), в зависимости от ЛБУ и ШВТ)
- по дальности
- по направлению
- Прокладка и счисление пути:
- Построение оптимальных маршрутов для достижения точки назначени
- выход на точку за минимальное время
- выход на точку с минимальными затратами топлива
- выход на точку в заданное время
- Оперативная коррекция маршрута во время полёта
- при изменении полётного задания, в том числе при неисправностях в летательном аппарате
- при возникновении неблагоприятных метеорологических явлений на маршруте
- во избежание столкновения с другим летательным аппаратом
- для сближения с другим летательным аппаратом
Определение навигационных элементов летательного аппарата
Для определения навигационных элементов применяются различные технические средства:
- Геотехнические — позволяют определять абсолютную и относительную высоту полёта, курс летательного аппарата, его местонахождение и так далее).
- Радиотехнические — позволяют определить истинную высоту, путевую скорость, местонахождение летательного аппарата путем измерения различных параметров электромагнитного поля по радиосигналам.
- Астрономические — позволяют определять курс и местонахождение летательного аппарата
- Светотехнические — обеспечивают посадку летательного аппарата в сложных метеорологических условиях и ночью и для облегчения ориентировки.
- Комплексные навигационные системы — автопилот — могут обеспечить автоматический полёт по всему маршруту и заход на посадку при отсутствии видимости земной поверхности.
Источники
- БСЭ
- Черный М. А., Кораблин В. И. Самолётовождение, Транспорт, 1973, 368 с.