08-05-2023
Тара́н — приём воздушного боя, заключающийся в нанесении летательному аппарату противника фатальных повреждений непосредственно самим летательным аппаратом атакующего. Возможен также таран наземного объекта или корабля (в СССР и России прижился термин «огненный таран» ). Первым воздушный таран применил Пётр Нестеров 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика.
По техническим причинам в годы Великой Отечественной войны таран широко применялся советскими истребителями при атаках бомбардировщиков и разведчиков (см. ).
Таран выполняется путём направления летательного аппарата непосредственно на цель до соударения с нею. Разрушение цели может производиться как за счёт непосредственно кинетической энергии атакующего летательного аппарата, так и за счёт детонации боеприпасов и топлива атакующего либо самой цели. При таране наземной цели или корабля единственный шанс выжить для атакующего пилота — это покинуть свой летательный аппарат до момента столкновения с целью. При таране воздушной цели пилот при определённом опыте и везении может выжить, либо воспользовавшись парашютом, либо даже сохранив свой самолёт в относительной исправности и посадив его.
Изобретателем воздушного тарана считается русский авиатор Н. А. Яцук, который в журнале «Вестник воздухоплавания» № 13-14 за 1911 год высказал предположение, что, «возможно, что в исключительных случаях лётчики будут решаться таранить своими аэропланами чужой» (в этот период на аэропланы ещё не устанавливалось стационарного огнестрельного вооружения, поэтому бой между машинами в воздухе был практически невозможен). Он же предложил первый способ воздушного тарана, дающий лётчику шансы на выживание: удар сверху шасси своего аэроплана по крылу аэроплана противника. Именно у Яцука идею тарана узнал Пётр Нестеров, впервые применивший воздушный таран на практике.
В зависимости от конструкции самолётов в разное время использовались различные техники тарана:
Известны единичные случаи «таранных боёв», когда в столкновении двух самолётов последовательно применялись несколько различных таранных ударов.
Первым воздушный таран применил штабс-капитан Пётр Нестеров 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика. При этом русский пилот погиб. Вторым таран применил поручик Александр Казаков 18 марта 1915 года — он сбил германский самолет и сумел успешно посадить свой аэроплан. За свой подвиг летчик был удостоен Георгиевского оружия. Более в годы Первой мировой войны таран не применяла ни одна из воюющих сторон.
В ходе финской войны в феврале 1940 года советский-лётчик истребитель Михин во время воздушного боя таранил и сбил финский истребитель «Fokker D.XXI», отрубив ему хвостовое оперение, а затем сумел посадить свой самолёт. За совершение тарана он был награждён орденом Красного Знамени. Сбитый им финский «фоккер» был найден советскими военнослужащими, но восстановлению не подлежал[2].
В годы Великой Отечественной войны советские летчики использовали таран как последнее средство атаки воздушного противника в случае заклинивания оружия или преждевременного израсходования боеприпасов[3].
Многие советские летчики выполняли таран неоднократно. Известен лётчик, таранивший вражеские самолёты четыре раза (Борис Ковзан). Советское коммандование поощряло практику таранов: летчик, совершивший таран, как правило получал правительственную награду (см. также ).[источник не указан 55 дней]
Нередки были случаи, когда повреждённый самолёт направлялся лётчиком на наземную или водную цель (Гастелло, Николай Францевич, Грибовский, Александр Прокофьевич). В японских войсках времён Второй мировой войны существовали специальные подразделения камикадзе — лётчики таранили корабли противника на самолётах, начинённых взрывчаткой.
12 сентября 1941 года лётчица Екатерина Зеленко на лёгком бомбардировщике Су-2 сбила один немецкий истребитель Me-109, второй таранила. От удара крылом по фюзеляжу «мессершмитт» разломился пополам, а Су-2 взорвался, при этом лётчицу выбросило из кабины. Это единственный документированный случай воздушного тарана, совершённого женщиной.
С развитием реактивной авиации и ракетного вооружения использование тарана сошло на нет, хотя имели место случаи тарана и реактивными самолётами.
28 ноября 1973 года на реактивном истребителе МиГ-21СМ был совершён таран F-4 «Фантом» ВВС Ирана (при нарушении последним Государственной границы СССР в районе Муганской долины АзССР) капитаном Г. Елисеевым, пилот погиб. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза[4].
CL-44 (номер LV-JTN, авиакомпания «Transportes Aereo Rioplatense», Аргентина), совершавшего тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив — Тегеран и непреднамеренно вторгшегося в воздушное пространство СССР над территорией Армении. Все 4 члена экипажа CL-44 погибли, включая подданного Великобритании. Куляпин успешно катапультировался, хотя, по его позднейшим воспоминаниям, самолёт слушался рулей, двигатель работал, так что можно было попробовать дотянуть до аэродрома и приземлиться. За таран награждён орденом Красного Знамени[5]. Это второй случай тарана реактивным самолётом нарушителей границы в истории советских ВВС.
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Иду на таран. Документальный фильм телестудии Роскосмоса, 2012. |
Воздушный таран.