18-10-2023
Памятник | |
«Воинский эшелон»
|
|
Страна | Россия |
Город | Волгоград, Центральный район, улица Наумова |
Основные даты: |
|
«Воинский эшелон» на Викискладе |
(O) Сталинградской битвы.
3 февраля 2008 года в Волгограде в музее-панораме «Сталинградская битва» в рамках празднования 65-летия победы в Сталинградской битве состоялась встреча совета ветеранов-железнодорожников Волгоградского отделения Приволжской железной дороги с президентом компании «РЖД» Владимиром Якуниным. На этой встрече было согласовано решение в качестве памятника железнодорожникам создать мемориальный комплекс «Воинский эшелон» из паровоза и вагонов довоенной постройки.[1]
В 2008 году на заводе «Красный Октябрь» был найден паровоз Эр[2], который до этого долгое время находился на базе запаса станции Чир[3]. Он подлежал переплавке, но взамен ему для переплавки был отдан другой паровоз, который не подлежал восстановлению, а этот был отправлен в Саратов на реконструкцию, которая заняла почти год. После частичного восстановления данный паровоз прицепным способом был доставлен в Волгоград.[2] Работы по реставрации подвижного состава и его установке проведены работниками предприятий Волгоградского отделения Приволжской железной дороги.
В середине июня 2009 года отреставрированные паровоз и четыре вагона были установлены на постамент с рельсами у музеея-панорамы «Сталинградская битва». Торжественное открытие мемориального комплекса «Воинский эшелон» состоялось 24 июня 2009 года во время визита в Волгоград V Ассамблеи начальников железных дорог России.[1][4]
После открытия комплекс «Воинский эшелон» значительно обогатили экспозицию техники музея-панорамы «Сталинградская битва». Включение мемориального комплекса в обязательное экскурсионное обслуживание музея-панорамы «Сталинградская битва» стало обеспечивать не менее 340 тысяч посетителей в год.[1]
Помимо «Воинского эшелона» в Волгограде есть памятник паровозу Ов-5109, который был открыт в 1967 году у локомотивного депо.[5]
«Воинский эшелон» представляет собой стилизованный военный состав, в который вошли паровоз с тендером, крытый вагон, вагон-цистерна для перевозки нефти и две универсальные платформы. Кроме того перед составом установлен семафор, а рядом с кабиной паровоза находится колонка для заправки водой.
Паровоз Эр 743-64. Конструкторы Лопушинский Вацлав Иванович и Ломоносов Юрий Владимирович. В конце 1930-х годов паровозы серии Э были признаны наиболее подготовленными для воинских перевозок. Во время Великой Отечественной войны паровозами этой серии в основном комплектовались колонны паровозов особого резерва НКПС для доставки военных грузов непосредственно к линии фронта.
Паровоз построен на Луганском паровозостроительном заводе в 1935 году[2], заводской № 4711[3]. Во время войны он эксплуатировался на Рязано-Уральской и Сталинградской железной дороге[2]. При реставрации паровозу был нанесён номер Эр 739-99, который уже был присвоен другому локомотиву, поэтому после установки паровоза его перенумеровали в Эр 743-64. В сцепке с ним установлен тендер от паровоза Эр 743-31.[3]
Технические характеристики: конструкционная скорость — 65 км/ч, максимальная мощность — 1400 л.с., длина паровоза с тендером — 21,5 м, вес паровоза в рабочем состоянии — 85 т, рабочее давление пара в котле — 14 кгс/см², отопление — угольное, запас угля — 15 т, запас воды — 28 м³.
Воинский эшелон (памятник).