03-09-2023
Римма Волкова | |
Основная информация | |
---|---|
Полное имя |
Римма Степановна Волкова |
Дата рождения | |
Место рождения | |
Страна | |
Профессии | |
Коллективы | |
Награды |
Волкова Римма Степановна (род. 9 августа 1940, Ашхабад, СССР) — советская и российская оперная певица, лирико-колоратурное сопрано, Народная артистка России (1995). Ведущая солистка Кировского театра с 1967 по 1993 год.
Содержание |
В Ульяновске, где жила семья, поступила в музыкальное училище на дирижёрско-хоровое отделение, поскольку не было вокального. Но через год перевелась в Ставропольское училище, которое окончила по двум факультетам: вокальному и дирижёрско-хоровому. Затем — Казанская консерватория, класс вокала у Е. А. Абросимовой. На 4-ом курсе стала лауреатом Международного конкурса певцов в Рио-де-Жанейро. После возвращения с конкурса Римма Волкова была приглашена в труппу Кировского театра и в первый же год работы спела шесть партий, среди которых — Марфа в «Царской невесте» Н.Римского-Корсакова и Антонида в опере М. Глинки «Иван Сусанин».
Работала с такими музыкантами, как Сергей Ельцин, Константин Симеонов, Валерий Гергиев, Борис Штоколов, Евгений Нестеренко, Галина Ковалёва, Никша Бареза, Борис Хайкин.
С 1967 года гастролирует за рубежом (Австрия, Швеция, Швейцария, Венгрия, Польша, Болгария, Германия, Чехословакия, Франция, Испания, Египет, Бразилия, Монголия, страны республики).
За 26 лет сценической карьеры в Мариинском театре певица исполнила практически все партии лирико-колоратурного сопрано в репертуаре театра. Также у нее значительный камерный репертуар.
В работе над образами и характерами Римма Волкова всегда очень тонко и чутко находила нужные оттенки и по праву может быть названа «мастером нюанса»Царевна-Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Волхова в «Садко», Людмила в «Руслан и Людмила» — образы идеальной женственности воплощены певицей очень чувственно. Людмила Волковой — существо исполненное поэзии, неземной красоты. Марфа — хрупкая, застенчивая, рожденная для добра и душевной радости. Этот образ, созданный Р. С. Волковой, чистый и нежный не был способен бороться со злом, Марфа просто уходила от него в мир своих светлых грёз. И смерть её опять же не трагедия, а возвращение в идеальный мир добра и света .
. Творческой индивидуальности Р.Волковой в русском оперном репертуаре наиболее близки оперы Н.Римского-Корсакова. Марфа в «Царской невесте»,Свою тему Римма Волкова сохранила и в западном репертуаре. И в изящных комедийных ролях (Розина в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, Норина в «Дон Паскуале») лирическое начало для певицы остаётся главным, и в характерах драматического плана (Лючия ди Ламмермур в одноименной опере Гаэтано Доницетти, Джильда в «Риголетто», Виолетта в «Травиате» Дж. Верди) певица выносит на первый план сильное, глубокое самоотверженное чувство, лишенное эгоизма, готовность принести свою жизнь в жертву любимому человеку.
Камерная музыка — особая и очень весомая глава в творчестве Риммы Волковой. В течение многих лет приоритет в камерной музыке был отдан русской и немецкой музыке, и этот выбор определялся эмоциональной наполненностьюПашкевича, Соколовского, Бортнянского. Открыла неизвестные сегодня сочинения графини Т. К. Толстой, князя Н. Б. Юсупова, графов Шереметьевых, княгини Е.Кочубей и других мастеров вокальной камерной музыки.
. С 1985 в творческой жизни певицы начался новый этап. Она открыла для себя и для публики русскую камерную музыку середины XVIII- начала XIX веков. Это музыка императорского двора, музыка дворянской усадьбы. Она дала вторую жизнь музыке композиторовРимма Волкова приняла участие в восстановлении русской камерной музыки, «вернув к жизни» репертуар певицы Анастасии Вяльцевой.
Волкова, Римма Степановна.