19-09-2023
Воронцовский маяк расположен на оконечности Карантинного (сейчас Рейдового) мола в Одесском порту на Черном море. Он первым встречает и последним провожает все приходящие в Одессу суда.
Содержание |
В истории Одесского порта прослеживается «династия» Воронцовских маячных огней и маяков. Они сменяли друг друга, совершенствуясь и перестраиваясь, по мере удлинения Карантинного и строительства Рейдового молов.
Самый первый маяк Одессы был заложен при генерал-майоре Кобле в 1815 году не на нынешнем месте, а на мысе Большого Фонтана. Достроен он был при генерал-губернаторе светлейшем князе Воронцове, открыт 6 декабря 1827 и получил в народе название Воронцовского.
Первый стационарный маяк на молу, бывший деревянным, установлен в 1845 году на оконечности Карантинного мола по инициативе известного русского флотоводца, первооткрывателя Антарктиды адмирала Михаила Лазарева.
В 1863 году сооружается чугунная башня, перестроенная в 1888, которая просуществовала до штурма Одессы в сентябре 1941 года. Этот Воронцовский маяк представлял собой семнадцатиметровую чугунную сужающуюся кверху башню изящной маячной архитектуры с выписанным из Парижа осветительным аппаратом системы Френеля и, как было громко записано в лоции, помещением для маячных сторожей.
Как вспоминал Корней Чуковский, это помещение была самая что ни на есть нищая конура с узкой койкой и перевернутым ящиком вместо стола.
Стоящая в середине залива белая башня, белые спасательные круги, белые и чёрные ограждающие цепи, ярко-медный надраенный колокол, крутые каменные ступени до самой воды, ночной красный огонь — всё это создавало вокруг маяка своеобразный ореол романтики, надолго запомнившийся одесситам разных поколений.
Стихи и проза, фотографии и кинофильмы, значки и открытки превратили Воронцовский маяк в символ Одессы — своего рода визитную карточку, как бы вручавшуюся всем прибывшим в город с моря.
Часто в порт заходили трехмачтовые итальянские шхуна шхуны со своими правильными этажами парусов — чистых, белых и упругих, как груди молодых женщин; показываясь из-за маяка, эти стройные корабли представлялись чудесными белыми видениями, плывущими не по воде, а по воздуху, выше горизонта |
очень близко огибая толстую башню, в сущности, не очень большого маяка с колоколом и лестницей |
За маяком, за вольным поворотом
Свежеет ветер и плывут дубки |
(стихотворение «Порт»).
маяк был виден, как тонкая свеча, потушенная на рассвете |
Я не был на маяке, я только видел, как он горит. Мало сказать видел: вся молодость прошла под вращением этого гигантского то рубина, то изумруда.
Он зажигался вдали сравнительно не так уж далеко, километрах в двух, что при чистоте морского простора — ничто! Зажигался в темноте морской южной ночи, как бы появляясь из-за угла, как бы вглядываясь именно в вас. Боже мой, сколько красок можно подыскать здесь, описывая такое чудо, как маяк, такую древнюю штуку, такого давнего гостя поэзии, истории, философии |
(В начале XX век одесские деревья были моложе, дома существенно ниже, потому маяк можно было видеть из разных точек города.
)
За окном редакции зеленел воздух и мерно мигал красным огнем Воронцовский маяк |
— так начинался вечер для секретаря редакции газеты «Моряк» Константина Паустовского, который опишет маяк в повести «Время больших ожиданий».
- Мы уплывали и возвращались,
- Парней одесских знают все моря,
- Но никогда мы так не волновались,
- Когда родной мы видели маяк.
Эту песню осенью 1942 года написал в осажденном Ленинграде поэт Всеволод Азаров, не зная, что маяк родного города уже разрушен.
Во время обороны Одессы его пришлось взорвать, чтобы лишить фашистских артиллеристов в Чабанке возможности прицеливаться по маяку для обстрела акватории порта.
Маяк был взорван 15 сентября 1941 года.
Во время войны был также сильно поврежден Карантинный мол, особенно его оконечность.
Сначала в 1950—1953 восстановили мол, получивший название Рейдовый. Затем на него поставили новый маяк, в отличие от прежнего, с цилиндрической башней. По традиции его называют Воронцовским.
Белая башня маяка с красным фонарем высотой 26 метров изготовлена на Кронштадтском судоремонтном заводе в 1954 году. Маяк видно за 15 морских миль. Внутри «головы» мола смонтирована аппаратура кругового радиомаяка и силовая часть звукосигнальной туманной установки — наутофона.
Воронцовский маяк является передним маяком створа, ведущего на акваторию порта с моря. Задним маяком этого створа служит задний Одесский створный маяк, белая четырёхгранная башенка с красным же фонарем установлена на крыше белого многоэтажного здания на высоте 20 м на расстоянии 1,2 мили от Воронцовского.
Так продолжается славная история Воронцовского маяка, отлитого в бронзе медали «За оборону Одессы».
Воронцовский маяк.