Lt304888.ru

Туристические услуги

Воскрешающая Русь

18-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
«Воскрешающая Русь»
Дата появления:

1999 год

«Воскреша́ющая Русь» — неканоническая икона Богородицы (отвергнута священноначалием Русской православной церкви), келейно почитаемая, тем не менее, отдельными священниками и прихожанами Русской православной церкви, а также признаваемая канонической некоторыми религиозными организациями православного толка, не связанными с Русской православной церковью (например, оккультной «Истинно-Православной церквью» Рафаила (Мотовилова)[1]), и сектами как православного («Церковь Иоанна Богослова»[2]), так и оккультного («Обитель „Воскрешающая Русь“ матушки Фотинии Светоносной»[3]) характера.

Также образ почитаем в среде неинституционального движения внутри русского православия, именуемого «царебожие»[4].

Относится к числу новых образов Богородицы, созданных в конце XX — начале XXI веков.

Содержание

История появления

По легенде, распространённой в среде почитателей образа, 14 октября 1998 года (праздник Покрова Пресвятой Богородицы) жительница Пятигорска по имени Ольга Павленко находилась дома и слушала акафист Богородице. В это время она пережила некий духовный опыт, во время которого, как утверждала Павленко, к ней явилась Божья Матерь и показала картины, легшие в основу образа. Богородица повелела написать образ и назвать новую икону «Воскрешающая Русь», после чего разместить её Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Павленко, получив, по её утверждению, благословение у старцев Николая Гурьянова с острова Залит и Иеронима из Санаксарского монастыря, обратилась к иконописеце Наталье Кошеваровой, которая и создала первый список иконы в 1999 году. Хотя этот список и не понравился Павленко, она забрала его и отвезла в Дивеево, где икона была размещена в Свято-Троицком соборе монастыря. В соборе образ пребывал десять дней, потом, как утверждается в кругах почитателей образа, «по указанию из Москвы» его велели снять. Где находится в настоящее время «кошеваровский» список, неизвестно. После этого было создано ещё несколько списков (в частности, иконописцами Екатериной Ильинской и Владимиром Куриловым)[5][6].

С начала 2000-х гг. образ (одновременно с описывающей его появление брошюрой авторства Галины Андриановой) стал распространяться в приходах РПЦ (МП) и на крестных ходах, появились сообщения о мироточении списков иконы и исцелений от них[7][8][9]. Архимандрит Кирилл (Павлов) благословил образ для келейного почитания[7]. Среди некоторых прихожан распространилось также мнение, что икона «Воскрешающая Русь» является «преемником благодати» иконы Божьей Матери «Державная»[9].

Группа верующих из числа почитателей иконы обратилась в 2003 году с ходатайством о канонизации образа в Синодальную комиссию по канонизации святых, однако Комиссия не нашла никаких оснований считать данную икону чудотворной[10].

Иконография

Образ известен в различных списках, отличающихся деталями друг от друга[11].

По первоначальному замыслу Павленко (то, что она, по её утверждению, усмотрела в видении), образ должен был выглядеть следующим образом. Божия Матерь в белом облачении, находящая в центре изображения и как бы парящая в небе, источает яркий белый свет. В руках Богородицы белый покров, который Она держит над землёй. С покрова на землю падают маленькие крестики, которые попадают в расположенных на земле людей: часть людей от этого просветляется и обращается к Богу, а часть — съёживается и чернеет. Богородицу с двух сторон окружают семь дев в белых одеждах с венцами на головах, над Её головой вверху иконы изображён Бог Саваоф, а немного пониже — Серафим Саровский и Николай Чудотворец. Внизу иконы символически изображены Троице-Сергиева Лавра, Дивеевский монастырь и Церковь Покрова на Нерли[5].

Однако существующие списки далеко не всегда отвечают видениям Павленко: изображения Саваофа нередко заменяются изображениями Иисуса Христа, Ветхозаветной Троицы или иконы «Отечество»; варьируется иногда и число окружающих Богоматерь дев[5].

Позиция Русской православной церкви

Выступая 4 октября 2004 года с докладом на Архиерейском соборе Русской православной церкви, Патриарх Алексий II специально остановился на проблеме «нового иконотворчества»:

В связи с этим отмечу участившиеся случаи самочинного книгоиздания и неканонического «иконотворчества» (например, иконы Богородицы «Воскрешающая Русь», «Дары дающая», иконы Григория Распутина, Ивана Грозного и литература, посвященная им). Вся беда в том, что причиной появления и распространения подобных творений на местах часто является отсутствие информации у правящих архиереев, отсутствие богословской оценки явлений такого рода[12].

Данная оценка сохраняется до сих пор. Икона не получила ни одного благословения от какого-либо архиерея Русской православной церкви[13].

Мнение сторонников образа

Сторонники почитания иконы отмечают факты её благословения такими авторитетными старцами Русской православной церкви как Николай Гурьянов и Иероним (Верендякин)[14].

Существуют свидетельства чудотворения (мироточение, благоухание) списков иконы и получения верующими чудесной помощи от них[15][16].

Согласно одному из наиболее активных сторонников почитания иконы, полковнику военно-медицинской службы А. В. Головкову:

Чудеса от неё были поразительные! Во время крестных ходов появлялись радуги, играло солнце. Многие увидели на солнечном диске проявившиеся буквы, которые сложились в слово «Дева»...[7].

Религиозная организация «Православная церковь России», не являющаяся канонической и стоящая на крайне правых и монархических позициях, признаёт данную икону как чудотворную. 11 июля 2004 года «митрополит» данной церкви Рафаил освятил в Подмосковье «Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы „Воскрешающая Русь“»[17]; был также установлен престольный праздник иконы — 12 декабря[18].

Основатель т. н. «Церкви Иоанна Богослова», рассматривающейся РПЦ (МП) в качестве секты, Олег Урюпин, известный также под фамилией Моленко, полагает, что «что явление это истинное и икона чудотворная», а факт непризнания образа со стороны Московской Патриархии является, по его мнению, доказательством безблагодатности МП[2].

Почитателями образа составлена ему служба[19].

Мнение критиков образа

Критики почитания иконы отмечают, прежде всего, недостоверность обстоятельств её появления. Так, по мнению иеромонаха из саратовского Храма в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» Нектария (Морозова), «сама по себе история возникновения иконы очень странная, а язык, которым вся эта история описана, выдает людей, плохо понимающих церковную жизнь. Да и иконография слишком уж чуднáя!»[6].

По мнению других критиков, видение Павленко (даже если оно и было в действительности) могло объясняться наличием у неё состояния духовной прелести[9]; при этом указывается и на экстрасенсорное прошлое Павленко[8].

Некоторые исследователи видят в создании иконы провокацию «Богородичного центра»[7], указывая, что Богородица на иконе уподоблена Богу и выглядит как некая «богиня», что характерно для иконографии «богородичников»[9]. Другие указывают на сходство Богородицы, изображённой на иконе, с образами, свойственными «Белому братству» и картинам Николая Рериха[5]. Диакон Русской православной церкви Павел Сержантов прямо называет образ «Воскрешающая Русь» «ньюэйджевским»[20]. В частности, отмечается белое одеяние Богоматери, несвойственное традиционной православной иконографии, но характерное для оккультных изображений «Матери мира»[5].

В присутствующей на иконе символике падающих крестов может быть усмотрено влияние масонского символизма[21], кроме того, по мнению православного иконописца Ростислава Моцпана, само изображение креста как орудия уничтожения людей в православной иконографии допустимым не представляется[13].

Как полагает священник Василий Петров, икона «Воскрешающая Русь» является порождением «практически ереси», при которой «Божия Матерь становится на место Христа Спасителя»[8].

См. также

Примечания

  1. Протокол заседания Второй сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви. (15 ноября 2004 года). Архивировано из первоисточника 17 января 2013. Проверено 3 декабря 2012.
  2. ↑ Дополнительные сведения об истинности явления чудотворной иконы «Воскрешающая Русь» (11 декабря 2002 года). Архивировано из первоисточника 17 января 2013. Проверено 3 декабря 2012.
  3. Обитель „Воскрешающая Русь“ матушки Фотинии Светоносной. Архивировано из первоисточника 17 января 2013. Проверено 3 декабря 2012.
  4. Царебожники. Архивировано из первоисточника 17 января 2013. Проверено 22 декабря 2012.
  5. ↑ «Воскрешающая Русь»: икона или лжеикона.. Современное православное церковное искусство. Архивировано из первоисточника 17 января 2013. Проверено 3 декабря 2012.
  6. ↑ Вокруг образа «Воскрещающая Русь».(недоступная ссылка — история). Православие и современность: Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской епархии. Проверено 3 декабря 2012.
  7. ↑ Крестики на покрове.. Вера. Христианская газета Севера России. Архивировано из первоисточника 17 января 2013. Проверено 3 декабря 2012.
  8. ↑ Воскресит ли Русь «Воскрешающая Русь»?. Анти-Раскол: Информационно-справочный портал по расколоведению. Архивировано из первоисточника 17 января 2013. Проверено 3 декабря 2012.
  9. ↑ Соблазн «особого служения», или как навязывают почитание псевдоиконы «Воскрешающая Русь». Миссионерско-апологетический проект «К истине» (2003 год). Архивировано из первоисточника 17 января 2013. Проверено 3 декабря 2012.
  10. Почему в Церкви появляются нецерковные явления?. Портал Ивановской митрополии Русской православной церкви (2007 год). Архивировано из первоисточника 17 января 2013. Проверено 3 декабря 2012.
  11. Икона Пресвятой Богородицы «Воскрешающая Русь». Архивировано из первоисточника 17 января 2013. Проверено 3 декабря 2012.
  12. Доклад Святейшего Патриарха Алексия на Архиерейском соборе.. Архивировано из первоисточника 17 января 2013. Проверено 3 декабря 2012.
  13. ↑ Неблагословенная. Почему Церковь не признает икону «Воскрешающая Русь»?. Киевский Назарет. Свято-Благовещенская, Пресвятой Богородицы обитель, что в Бортничах города Киева (2008 год). Архивировано из первоисточника 17 января 2013. Проверено 3 декабря 2012.
  14. Иконы последних времён.. Русь державная (2002 год). Архивировано из первоисточника 17 января 2013. Проверено 3 декабря 2012.
  15. Материалы: письма и свидетельства благодатной помощи Пресвятой Богородицы в образе Ее «Воскрешающая Русь» при молитвенном к Ней обращении переданы в комиссию по канонизации святынь при Священном Синоде Русской Православной Церкви.. Единое Отечество. Архивировано из первоисточника 17 января 2013. Проверено 3 декабря 2012.
  16. Чтимая икона Божией Матери «Воскрешающая Русь» находилась в московской церкви Святителя Филиппа. rusk.ru (25 марта 2004 г.). Архивировано из первоисточника 17 января 2013. Проверено 3 декабря 2012.
  17. Икона Пресвятой Богородицы «ВОСКРЕШАЮЩАЯ РУСЬ». Архивировано из первоисточника 17 января 2013. Проверено 3 декабря 2012.
  18. Празднование в честь иконы Божией Матери «Воскрешающая Русь».. sinodipc.ru. Архивировано из первоисточника 17 января 2013. Проверено 3 декабря 2012.
  19. Служба иконе Пресвятыя Богородицы «Воскрешающая Русь».. kazvolga.ucoz.ru (2005 год). Архивировано из первоисточника 17 января 2013. Проверено 29 ноября 2012.
  20. Православие и харизматизм.. Архивировано из первоисточника 17 января 2013. Проверено 3 декабря 2012.
  21. «РУСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ»: Дискуссионная трибуна. Почитание икон «Воскрешающая Русь» и Ченстоховской Божией Матери — плод прелести или свидетельство духовного возрождения?. portal-credo.ru (2003 год). Архивировано из первоисточника 17 января 2013. Проверено 3 декабря 2012.

Воскрешающая Русь.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01