28 декабря 2009 года была запущена первая очередь проекта «ВСТО-1» — трубопровод от Тайшета до Сковородино длиной 2694 км и мощностью 30 млн т в год. 25 декабря 2012 года сдана вторая очередь «ВСТО-2»Сковородино — Козьмино[1][2].
К 2015 году мощность ВСТО-1 была увеличина до 58 млн т в год, а ответвления в Китай в районе Сковородино — до 20 млн т в год.[1]
Завершение строительства и ввод нефтепровода в эксплуатацию позволило уменьшить затраты на строительство и энергоснабжение газопровода «Сила Сибири».[3]
Планы по строительству трубопроводной системы СССР с выходом на Тихий океан зародились не позднее 1970-х годов XX века. В своей книге «Загадка советской нефти» Маршалл Голдман (англ. — Marshall I. Goldman) «The Enigma of Soviet Petroleum» (Allen & Unwin: London, Boston, 1980) приводит карту нефтепроводов СССР, изданную ЦРУ в 1977 году. На ней Восточный нефтепровод обозначен пунктиром как проектируемый. Идея строительства Восточного нефтепровода вновь стала активно прорабатываться с конца XX века. Первоначально предложение о создании восточного трубопроводного маршрута для экспорта российской нефти исходило от руководства нефтяной компании «ЮКОС» — в то время, правда, речь шла о строительстве экспортного нефтепровода в Китай.
За этим последовала длительная борьба между Китаем и Японией как основными потенциальными потребителями российской нефти, каждый из которых пытался пролоббировать наиболее выгодный для себя маршрут.
В мае 2003 проекты объединили под общим названием «Восточная Сибирь-Тихий океан» (ВСТО): было предложено направить основную нитку из Ангарска на Находку с ответвлением на Дацин. 27 июля, однако, экологическая комиссия Минприроды дала отрицательное заключение по проекту.
В феврале 2004 «Транснефть» сменила отправную точку трубопровода с Ангарска на Тайшет, а конечную — с Находки на бухту Козьмина.
Описание проекта
Разработка проекта и строительство нефтепровода осуществляются на основании распоряжения правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 № 1737-р.
По проекту, разработанному государственной компанией «Транснефть», нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан мощностью 80 млн т нефти в год должен пройти из Тайшета (Иркутская область) севернее озера Байкал через Сковородино (Амурская область) в тихоокеанскую бухту Козьмина (Приморский край (ранее конечная точка планировалась в бухте Перевозная).
Намечено строительство ответвления для экспорта нефти в Китай (строительство данного участка длиной 67 км и мощностью 15 млн т в год завершится, как планируется, в 2010 году).[4]. Также имеются планы строительства нефтеперерабатывающего завода в конечной точке трубопровода.
Трубу предполагается строить в два этапа — на первом будет проведён нефтепровод от Тайшета до Сковородино с одновременным строительством терминала на побережье Тихого океана, куда нефть на первых порах будет доставляться от Сковородино по железной дороге. По первоначальной оценке «Транснефти», строительство должно было обойтись в $11,5 млрд, первый этап до Сковородино — в $6,6 млрд. По первоначальному графику строительства первый участок нефтепровода должен был сдаваться 1 ноября 2008 года. В феврале 2008 года дата сдачи первого участка нефтепровода была перенесена на декабрь 2009 года.
Протяжённость первой части ВСТО — 2,694 тыс. км. Трассы прокладываются навстречу друг другу из Тайшета и Сковородино. Соединение трубопроводов должно состояться в районе Ленска. Из Сковородино нефть будет поставляться в Китай по трубопроводу и на тихоокеанское побережье — по железной дороге.
В феврале 2007 в меморандуме перед размещением еврооблигаций «Транснефть» резко подняла ожидаемые затраты на реализацию проекта строительства трубопровода. Затраты на строительство первого этапа (Тайшет — Сковородино) мощностью 30 млн т и морского терминала в бухте Козьмина (Тихий океан) были оценены уже в $11 млрд (295 млрд руб.). Ответвление на Китай будет построено за счёт китайской нефтяной компании CNPC[5], строительство ответвления протяжённостью 1030 км планируется завершить в 2008 году[6].
Для обеспечения электроэнергией объектов нефтепровода в течение двух лет потребовалась прокладка 800 километров ЛЭП и строительство 14 объектов сети.[7]
Дополнительно к нефтепроводу рассматривалась возможность прокладки параллельного газопровода «Сила Сибири», ориентированного на экспорт природного газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона[8].
Хроника строительства
В январе 2006 года проект, разработанный «Транснефтью», не прошёл государственную экологическую экспертизу, поскольку предусматривал прокладку нефтепровода в сейсмоопасной зоне на расстоянии 700—800 м от северной оконечности Байкала. Ростехнадзором также было отклонено предложение использовать бухту Перевозная как конечную точку трубопровода: эта бухта не может принимать глубоководные суда, к тому же рядом с ней находится Дальневосточный морской заповедник. Однако после визита президента Путина в Китай в начале 2006 и в результате массированного давления на экспертные организации проект вскоре (1 марта 2006) был одобрен. При этом вопрос о конечной точке ВСТО было решено повторно рассмотреть в течение 2006 года.
22 марта и 5 апреля 2006 года Госдума, принимая Водный кодекс соответственно во втором и третьем чтении, внесла (по предложению депутатов от Иркутской области) положение о том, что водоохранная зона озера Байкал включает в себя дельты рек, впадающих в озеро, и проходит по вершинам хребтов, склоны которых примыкают к озеру. Иными словами, вводился запрет на какое бы то ни было строительство в 20 км от береговой линии озера Байкал.
12 апреля 2006 Госдума неожиданно вернулась к обсуждению уже принятого Водного кодекса и приняла важную поправку, снимающую законодательные ограничения на строительство вблизи озера Байкал. Тем самым были поддержаны намерения компании «Транснефть» провести нефтепровод в непосредственной близости от озера.
В марте — апреле 2006 в Иркутске, Томске, Москве, Екатеринбурге и других городах прошли митинги протеста. Кроме экологов на защиту озера встали губернатор Иркутской области Александр Тишанин и полпред в СФОАнатолий Квашнин. Прокладке нефтепровода в непосредственной близости от Байкала пытались воспрепятствовать экологические организации Greenpeace и WWF. Жители Хабаровского края и местные организации подали иск в Верховный суд об отмене распоряжения о строительстве ВСТО, но потерпели поражение.
26 апреля 2006 в ходе совещания с сибирскими губернаторами в Томске президент Путин неожиданно заявил о необходимости пересмотреть проект с целью провести нефтепровод не ближе 40 километров от северного побережья Байкала. По мнению экспертов, изменение маршрута должно было существенно увеличить стоимость проекта и сроки строительства трубы. Но в то же время ВСТО в новом варианте трассы приблизился к крупнейшим нефтегазовым месторождениям севера Иркутской области и Якутии (Талаканскому, Верхнечонскому, Чаяндинскому, Среднеботуобинскому и другим), позволив удешивить строительство подводящих трубопроводов и инфраструктуры.[9]
28 апреля 2006 в Тайшете были сварены первые стыки уложенных труб нефтепровода — началось строительство ВСТО.
По состоянию на начало октября 2006, было уложено в нитку и сварено 350 км из 4670 км трассы трубопровода; средняя скорость работ составляла 3 км в день[10].
12 июля 2007 сварен шов тысячного километра ВСТО[11]. Президент «Транснефти» подтвердил загрузку первой очереди ВСТО длиной 2694 км и мощностью 30 млн т в год: у «Транснефти» есть подтвержденные заявки на транспортировку 36 млн т[12].
В начале февраля 2008 года на совещании по вопросам развития Дальнего Востока и Забайкалья президент «Транснефти» Николай Токарев сообщил следующее:[13]
Завершение работ и ввод в эксплуатацию первой очереди ВСТО представляется возможным лишь в 2009 году, в IV квартале… Основные причины отставания от графика — экстремальные условия строительства системы, позднее начало работы и значительное увеличение протяжённости трассы
Уже в середине февраля 2008 года Николай Токарев заявил в интервью газете «Ведомости», что основной причиной задержки строительства стала недобросовестная работа генеральных подрядчиков строительства, выбранных предыдущим руководством «Транснефти», после отказа от услуг генподрядчиков и финансирования подрядчиков напрямую скорость строительства за 2 месяца увеличилась с 1,5..2 до 5,5..6 км в день.[14][15]
В середине марта 2008 года Минпромэнерго России утвердило новый срок пуска первой очереди трубопровода — IV квартал 2009 года[16].
В начале мая 2008 года было сообщено о том, что «Транснефть» расторгла отношения с генподрядчиком «Краснодарстройтрансгаз» и приняло решение проводить новый тендер на строительство участка нефтепровода Алдан — Тында.[17]
4 октября 2008 года был осуществлён запуск в эксплуатацию в реверсном режиме части нефтепровода от Талаканского нефтяного месторождения до Тайшета длиной 1105 км[18].
15 октября 2008 года к нефтепроводу было подключено Верхнечонское нефтяное месторождение в Иркутской области. Поставки с него также пока будут осуществляться в реверсном режиме.[19]
27 апреля 2009 года «Транснефть» завершила сварку линейной части первой очереди ВСТО.[20]
27 апреля 2009 года началось строительство ответвления от ВСТО до КНР на территории России. Во время торжественной церемонии сварки первого шва был подписан акт о начале производства работ.[21]
в мае 2009 года в провинции Хэйлунцзян началось строительство ответвления на китайском участке.[22]
20 июля 2009 года правительство Российской Федерации приняло постановление об обнулении таможенной пошлины на экспорт нефти с 13 месторождений Восточной Сибири. Данная мера призвана активизировать разработку недр региона, который служит ресурсной базой для заполнения нефтепровода ВСТО.[23]
24 октября 2009 года, в 2 часа по московскому времени нефтью заполнен последний, 2757 километр линейной части трубопроводной системы «Восточная Сибирь-Тихий океан» (ВСТО I).[24]
28 декабря 2009 года председатель правительства РФ В. В. Путин запустил первую очередь ВСТО, дав старт отгрузке нефти в танкер, направляющийся в Гонконг. Совокупные расходы на строительство первой очереди трубопровода составили 378 млрд руб., и ещё 60 млрд руб. — на строительство порта Козьмино[25][26]
27 сентября 2010 года было сообщено о завершении строительства отвода от ВСТО на Китай.[27]
В ноябре 2010 года Правительство РФ объявило благодарность компании «Транснефть» с формулировкой «за большой вклад в развитие сотрудничества в области энергетики между РФ и КНР, а также в связи с завершением строительства нефтепровода „Сковородино — граница с КНР“»[27].
В июле 2012 года «Транснефть» приступила к заполнению нефтью второй очереди нефтепровода (ВСТО-2).
В декабре 2012 года сдан в эксплуатацию нефтепровод ВСТО-2[2]
15 декабря 2014 года введены в эксплуатацию три нефтеперекачивающие станции (НПС № 11, 15 и 19), построенные в рамках проекта расширения ВСТО-1, что позволило увеличить мощность ВСТО-1 до 58 млн тонн нефти в год.[28]
Работа
В конце 2009 года газета «Ведомости» писала, что в 2010 году поставки нефти по новому маршруту будут убыточны для «Транснефти»: сетевой тариф на транспорт нефти по ВСТО утверждён в размере 1598 рублей за 1 тонну, а себестоимость транспортировки нефти, по словам президента АК «Транснефть» Николая Токарева, — $130 за 1 т[29]. Во втором полугодии 2010 года тариф на транспортировку увеличен до 1651—1815 рублей за 1 тонну.[30]
За 2010 год Порт Козьмино перевалил 15,3 млн тонн сырой нефти[31]. Большинство танкеров, которые перевозили нефть, доставленную по ВСТО, относилось к типу «Афрамакс». По мнению экспертов Ллойда полноценное введение в строй нефтепровода приведёт к росту рынка танкеров «Афрамакс», которые могут принимать все порты назначения[32].
По данным на конец 2011 года, объем поставок нефти по ВСТО составляет около 300 тысяч баррелей в сутки.[33]
В 2012 году но маршруту Сковородино — Мохэ было поставлено 15 млн тонн.[34]
В 2014 году экспорт нефти из Козьмино достиг 25 млн тонн.[35]
Авария
20 января 2010 в 30 км от города Ленска из-за прорыва трубы во время планового ремонта произошла утечка 450 м³ нефти, которые вылились на грунт.[36] Площадь загрязнения составила 20 тысяч квадратных метров.[36] Утечка нефти была обнаружена 20 января при патрулировании трубопровода,[37] после чего на территории Ленского района был введён режим чрезвычайной ситуации.[36]
В ликвидации аварии принимало участие 196 человек и 40 единиц техники, к утру 21 января работы были закончены.[38]
К 25 января было собрано около 150 м³ нефтепродуктов, очищено более двух тысяч квадратных метров загрязненной территории.[37]
Проверки строительства
Впервые проверить «Транснефть» попросил депутат Государственной думы от «Единой России» Дмитрий Савельев, 20 августа 2007 года он направил соответствующий запрос.[39] 17 сентября 2007 года Семён Вайншток оставил должность президента «Транснефти» и возглавил ГК «Олимпстрой». В октябре 2007 года новым президентом «Транснефти» был назначен Николай Токарев.[40] В том же месяце новым руководством «Транснефти» была создана комиссия по проверке ВСТО.[41][42] В феврале 2008 года Вайншток по поводу её деятельности заявил: «Стояла конкретная задача — вывести всех на чистую воду. Так что если есть желание найти — найдут»[42].
21 ноября 2007 года были обнародованы результаты работы специальной комиссии, которая выполняла проверку хода строительства ВСТО.[40] Согласно этой проверке, готовность первой очереди ВСТО по линейной части составляла тогда 41,1 % (при плановом показателе 60 %), а по нефтеперекачивающим станциям — 23,9 % (при плановом показателе 56 %).[40]
По итогам рассмотрения запросов депутата Савельева, 15 февраля 2008 года Счётная палата РФ начала проверку расходования средств на строительство ВСТО[39][42].
2 февраля 2009 года Счётная палата сообщила о завершении проверки ВСТО.[42][43] В сообщении Счётной палаты говорилось, что 78,5 млрд из почти 250 млрд рублей, затраченных на ВСТО до конца первого полугодия 2008 года, было распределено «без проведения конкурсов», что свидетельствует о том, что нормативные документы «Транснефти» содержат «расширительное толкование случаев привлечения подрядных организаций без проведения конкурсов».[42][43][44]
24 марта 2010 года глава Счётной палаты Сергей Степашин во время своего выступления в Госдуме сообщил, что в результате проведённой Счётной палатой проверки строительства ВСТО в отношении руководства Транснефти по фактам мошенничества (сумма ущерба — 3,54 млрд рублей) было возбуждено уголовное дело, которое находится в производстве.[45][46][47][48]
16 ноября 2010 года Алексей Навальный опубликовал документы, содержащие, по его словам, сведения о крупных хищениях в ходе реализации проекта ВСТО[49]. Так, на странице 64 было написано: «… необоснованные затраты на СМР составят примерно 47 млрд рублей». Навальный заявил, что общая сумма хищений по всем документам, которые у него имеются, составляет более 120 млрд руб.[50] По словам Навального, эти документы являются результатом внутренней проверки строительства ВСТО комиссией «Транснефти».[50] Навальный заявил, что результаты работы комиссии Транснефти были засекречены.[51][52][53] Вслед за заявлением Навального последовал ряд публикаций в СМИ.[54][55][56][57][58][59].
Руководство Транснефти отказалось как-либо комментировать эти документы, мотивировав это тем, что блог Навального не является средством массовой информации[60].
16 ноября2010 года оппозиционный политтехнолог Марина Литвинович заявила, что Навальному «заплатили» или «используют втемную», и что «заказ на мочилово Вайнштока ходит давно.»[61]
18 ноября 2010 года глава Счётной палаты Сергей Степашин заявил, что ранее проведённая проверка Счётной палаты не выявила $4 млрд хищений[44][62]. Навальный в свою очередь обвинил Степашина в укрывании преступлений, заявив, что никто из опровергающих факт хищений не указывает на фальсификацию предоставленных документов[63].
19 ноября 2010 года аудитор Счётной палаты Михаил Бесхмельницын заявил, что скандал мог быть поднят по заказу[64] участников передела рынка в Юго-Восточной Азии. Он отметил, что озвученная в марте 2010 года Степашиным в отчёте о работе Счётной палаты за год сумма ущерба составила 3,5 млрд рублей.[47] Навальный утверждал, что по этому факту не было возбуждено никаких уголовных дел[65]. Это заявление Навального противоречит заявлению Степашина от 24 марта 2010 года, что уголовное дело было возбуждено.[47]
13 января2011 года глава «Транснефти» Николай Токарев в интервью каналу «Россия 24» заявил, что публикации Навального — часть кампании противников ВСТО. Недостатки проекта ВСТО были выявлены по инициативе самой Транснефти, подчеркнул Токарев, добавив, что вся информация была направлена в соответствующие ведомства. По его словам, Навальный рассчитал размер ущерба методом экстраполяции, то есть, по сути, придумал эту цифру, которая в некоторых СМИ фигурирует как достоверная.[67]
26 января2011 года президент РФ Дмитрий Медведев в интервью газете «Ведомости», озвучил свою позицию: «Шума в отношении ВСТО было много, а доказательств пока никаких я не видел. Но раз тема привлекла общественное внимание, должно быть проведено полноценное расследование всех обстоятельств. И по линии правоохранительных органов, и по линии Счетной палаты. Пусть занимаются».[68]
28 сентября2011 годаВладимир Путин заявил, что результаты проверок Счётной палатой деятельности «Транснефти» по строительству ВСТО не выявили уголовной составляющей в этом деле[69].
Примечания
↑ "Транснефть" приступает к расширению нефтепровода ВСТО. РИА-Новости (7 октября 2014). Проверено 13 января 2015.
↑ Нефтепровод ВСТО-2 сдан в эксплуатацию
«Сила Сибири». Газпром. Проверено 13 января 2015.
Елена Мазнева. Нефть на 20 лет вперед // Ведомости, № 29 (2299), 18 февраля 2009]
Александр Тутушкин. Труба подорожала // Ведомости, № 220 (2490), 20 ноября 2009
Ответвление от ВСТО в Китай достроят в 2008 году // amurpolit.ru, 06 декабря 2007
ФСК ЕЭС завершила разработку программы объединения отдельных энергосистем дальневосточной части России и направила ее правительству для согласования. Реализация программы будет финансироваться как за счет средств компании, так и по принципу государственно-частного партнерства. ПРОНЕДРА (2 апреля 2013). Проверено 16 января 2015.
Екатерина Дербилова. «Газпром» построит дублера ВСТО // Ведомости, № 54 (1828), 28 марта 2007
Николай Токарев «Прорыв на восток»
Александр Беккер. Трубы хватит на всех // Ведомости, № 189 (1716), 9 октября 2006
Проложена первая тысяча километров трубопровода ВСТО | Газета. Ru: Деловые новости
Правительству может быть предложено отложить решение по увеличению проектной мощности ВСТО до 80 млн т // Коммерсантъ, 19 июля 2007
«Транснефть» созналась, что не успевает строить ВСТО // 1606-1829 (Online) /Москва/. — 12:50 07 февраля 2008.
Новый глава «Транснефти» против форсирования строительства ВСТО // rian.ru, 18 февраля 2008
«Все равно, сколько стоят акции», — Николай Токарев, президент «Транснефти» // Ведомости, № 29 (2051), 18 февраля 2008
Вера Сурженко, Александр Тутушкин. Новый срок «Транснефти» // Ведомости, № 53 (2075), 25 марта 2008
«Транснефть» выгоняет генподрядчика // Архивировано из первоисточника 9 мая 2008.
Елена Зотова. Первая нефть // Ведомости, № 188 (2210), 6 октября 2008
Ирина Малкова, Елена Зотова. Вторая нефть для ВСТО // Ведомости, № 196 (2218), 16 октября 2008
Транснефть завершила сварку линейной части первой очереди ВСТО, ОАО "АК «Транснефть», 27 апреля 2009
Строительство отвода от ВСТО на Китай на территории РФ завершится в III квартале 2010 г, ОАО "АК «Транснефть», 27 апреля 2009
Началось строительство китайского участка ВСТО, rosbalt.ru, 18 мая 2009
Обнуление экспортных пошлин на нефть Восточной Сибири Нефть и Газ Евразия, 7 августа 2009
До заполнения линейной части ВСТО остались считанные часы EnergyLand.Info, 23 октября 2009
«Транснефть» начала эксплуатацию трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» // prime-tass.ru (Проверено 28 декабря 2009)
Владимир Путин запустил трубопровод Восточная Сибирь — Тихий океан // kommersant.ru (Проверено 28 декабря 2009)
↑ Кабмин объявил благодарность «Транснефти» за отвод ВСТО на Китай
«Транснефть» ввела в эксплуатацию новые объекты в рамках расширения ВСТО-1. Транснефть – Восток (15 декабря 2014). Проверено 13 января 2015.
От редакции: Окно на Восток // Ведомости, № 247 (2517), 29 декабря 2009
↑Приказ Федеральной службы по тарифам от 29 июля 2010 года № 167-э/1
Хороший старт для новых рекордов.
Подъем рынка танкеров афрамаксов может стать следствием роста перевалки в Спецморнефтепорте "Козьмино", сообщает Lloyd's List Intelligence // Morvesti.ru : Электронное СМИ. — 2011. — В. 28 января.
Ъ-Газета — ОПЕК вернули право влиять на рынок
«Транснефть»: «Роснефть» не увеличит прокачку нефти по ВСТО в Китай. Ведомости (24 декабря 2013). Проверено 13 января 2015.
Порт Козьмино перевыполнит план по отгрузке нефти в 2014 году. Транснефть (29 декабря 2014). Проверено 13 января 2015.
↑ Из нефтепровода ВСТО произошла утечка 450 кубометров нефти. rg.ru со ссылкой на ИТАР-ТАСС (21 января 2010 г.). Проверено 21 января 2010.
↑ В Якутии аварийные работы на трубопроводе Восточная Сибирь завершатся 28 января. Вести (25 января 2010 г.). Проверено 25 января 2010. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.
Александр Тутушкин, Иван Васильев. Первая утечка // Ведомости, 22.01.2010, 10 (2528)
↑ Ъ-Газета — Правила игры
↑ Ъ-Приложение Business Guide (42206) — Пустая труба
Ъ-Газета — «Стояла конкретная задача — вывести всех на чистую воду»
↑ успокоили спецкорреспондента отдела бизнеса Дениса Ъ-Реброва // Газета «Коммерсантъ», № 23 (4078) от 10.02.2009
↑ Счетная палата Российской Федерации
↑ Степашин: при строительстве ВСТО не похищали $4 млрд
С Вайнштока сняли ауру молчания // wek.ru, 30.04.2010.
↑ Счётная палата без работы не остаётся // Парламентская газета, 26 марта — 1 апреля 2010
Счетная палата Российской Федерации
Навальный обнародовал данные о строительстве ВСТО: под этот проект у россиян украдено 4 млрд долларов. Проверено 16 ноября 2010. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.
↑ Навальный: сумма хищений при строительстве ВСТО составляет более 120 млрд рублей // Газета.ру 16.11.2010.
Кавказский Узел | В Интернете обнародованы документы об отмывании денег при прокладке трубопровода ВСТО с участием компаний из ЮФО