Lt304888.ru

Туристические услуги

Вторая софистика

27-09-2023

Перейти к: навигация, поиск

Статья по тематике
Древнегреческая философия


Предфилософская традиция (VIII—VII вв. до н. э.)

Акусилай  · Гомер  ·
Гесиод  · Лин  · Мусей  · Орфей  · Ферекид  · Эпименид

Натурфилософия (VII—V вв. до н. э.)

Милетская школа (Фалес  · Анаксимандр  · Анаксимен)

Пифагорейцы (Пифагор  · Алкмеон Кротонский  · Архит  · Тимей Локрский  · Филолай)

Элеаты (Ксенофан  · Парменид  · Зенон Элейский  · Мелисс)

Школа Гераклита (Гераклит  · Кратил)

Школа Анаксагора (Анаксагор  · Архелай  · Метродор Лампсакский)

Атомисты (Левкипп  · Демокрит  · Метродор Хиосский)

Вне школ (Эмпедокл  · Диоген Аполлонийский)

Софисты (V—IV вв. до н. э.)

Старшие софисты (Протагор  · Горгий  · Тисий  · Антифонт  · Продик  · Гиппий Элидский  · Ксениад)

Младшие софисты (Фрасимах  · Калликл  · Критий  · Ликофрон  · Алкидам

Классический период (V—IV вв. до н. э.)

Сократ

Платоники (Платон  · Спевсипп  · Ксенократ из Халкидона  · Полемон  · Крантор · Кратет Афинский · Клеарх)

Мегарская школа (Евклид из Мегары  · Стильпон · Диодор Крон · Евбулид · Клиномах)

Киники (Антисфен  · Диоген Синопский)

Киренаики  · (Аристипп  · Арета Киренская  · Аристипп, сын Ареты  · Феодор-Атеист  · Гегесий  · Аникерид  · Эвгемер)

Элидо-Эретрийская школа  · (Федон из Элиды  · Плистен из Элиды  · Менедем)

Другие сократики (Главкон из Афин  · Кебет  · Критон  · Симмий  · Симон-кожевник  · Эсхин)

Перипатетики (Аристотель  · Теофраст  · Эвдем Родосский  · Стратон  · Аристоксен  · Дикеарх  · Клеарх)


В Викисловаре есть статья «софистика»

Вторая софистика (или новая софистика) – одна из эпох софистики, главными представителями которой были Лукиан Самосатский и Флавий Филострат. Датировать период принято от начала второго века («золотой век» Антонинов) и до конца века четвертого. Представителями второй софистики обычно считают тех философов, которых в своей книге «Биография софистов» упоминал Филострат. Некоторые исследователи полагают, что вторая софистика берет свои корни в начале I века н. э. За эпохой новой софистики последовал так называемый период третьей софистики, или византийской риторики (V век).

Представители второй софистики отличались особым тщеславием, поскольку мудрствование в их век почиталось очень высоко, римские правители всячески поощряли софистов[1] . Например, Элий Аристид говорил, что ему во сне явился бог, который объявил ему, что он равен гением Платону и Демосфену (Для второй софистики вообще характерно появление «вторых» Демосфенов и Платонов[2]). А Апулей хвалился своей многосторонностью, по его словам, он испил в Афинах из многих чаш, вкусил прекрасный напиток поэзии, чистый – геометрии, нектар философии[3]. Апулей говорил, что он с одинаковым усердием трудится на ниве девяти муз, подобно тому как Эмпедокл создавал поэмы, Платон — диалоги, Сократ — гимны…

Предпосылки к возникновению

В 146 году до н. э. Эллада стала зависимой от Римской империи. Постепенно греческая культура все более тесно переплеталась с римской. Это касалось не только литературы, но и музыки, архитектуры, даже в религиозных вопросах влияние Греции на тот момент было огромно и распространялось на большую часть империи. В I и II веках н. э. в Греции и в Риме возникли предпосылки для возрождения ораторского искусства и вообще системы образования, этот всплеск во многом связан с переплетением обеих культур. В Риме стала поощряться учеба в Афинах и других греческих городах, что позволило греческим философам почувствовать большую свободу и уверенность в своих силах, так как ученые греки стали считаться почетной частью общества империи, но сохраняли свою культурную самобытность. Развитие же философской мысли в Риме позволяло римлянам причислять себя к наследникам древней философии Греции. Таким образом, вторая софистика позволяет говорить о появлении греко-римской культуры[4]. Знание двух языков в этот период становится важным признаком образованности[3].

Определение второй софистики

Герод Аттик, один из представителей второй софистики

Представители второй софистики подчеркивали важность обучения образованных граждан империи ораторскому искусству. В этот период популярными были два ораторских стиля — аттикизм, основанный на классических греческих канонах, и азианизм, или ионический стиль, пришедший в Афины из провинций Греции и отличавшийся большей эмоциональностью и изощренностью. Собственно, использование этого стиля вторыми софистами и дало главный толчок к изучению и выделению творчества вторых софистов в отдельный ряд немецкими исследователями второй половины XIX века. Эрвин Роде считал, что вторая софистика не принесла ничего нового, азианизмы использовал ещё ритор Гегесий. Виламовиц-Мёллендорф соглашался, что азианизм как явление действительно зародилось в Малой Азии, но римляне и греки по-своему интерпретировали азианизм в своей риторике, а вторые софисты провели своего рода аттическую реформу языка[5]. Окончательно вторых софистов в самостоятельное течение выделил американец Глен Бауэрсок, рассматривавший вторую софистику не только как литературное, но прежде как социальное явление.

Вторая софистика развивалась в основном в трёх городах: Смирне, Афинах и Эфесе. Поэтому принято говорить и о трёх основных течениях развития риторики в эту пору.

Смирна в начале первого тысячелетия была важным экономическим и культурным центром. Несмотря на то, что среди основных представителей второй софистики нет уроженцев этого города, к школе Смирны традиционно относят Элия Аристида и Полемона Лаодикийского. Последний считается единственным софистом Смирны, который воспевал ионический стиль, а не традиционный для этой местности аттикизм.

Главным жанром оставалось торжественное красноречие, вторые софисты писали похвалы городам, памятникам, героям, но особенной популярностью пользовались хвалебные речи в честь малозначительных предметов: дыма, клопа, комара или мухи; по тому, как человек умел преподнести похвалу незначительному, определялся его талант в красноречии[1].

Роман в творчестве вторых софистов

Одно время считалось, что авторами первых романов (любовных повестей) были именно представители второй софистики. Как выяснили ученые позже, романы писали еще в III—II вв. до н. э., но со времен вторых софистов роман перестал был только массовым развлекательным чтением и приблизился к кругу настоящей литературы[1].

В этих романах четко разграничены злодеи и положительные герои. Сюжет историй был примерно одинаков и основывался на приключениях и злосчастиях влюбленной пары. Основной чертой всех произведений является эротизм. Для романа «Дафнис и Хлоя» присущи и психологические особенности.

Романы вторых софистов: «Херей и Каллироя» Харитона (в 8 книгах), «Габроком и Антия» Ксенофонта Эфесского (в 5 книгах), «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия (в 8 книгах), «Дафнис и Хлоя» Лонга (в 4 книгах), «Феаген и Хариклия» Гелиодора (в 10 книгах), а также «История Аполлония Тирского», «Вавилонская повесть» Ямвлиха и «Невероятные приключения по ту сторону Фулы» Антония Диогена. Кроме того, к этому же периоду относят единственный сохранившийся в полном объеме до наших дней латинский роман «Золотой осёл» Апулея.

Проза этого периода сознательно поэтизировалась авторами. В то же время поэзия вместе с развитием жанра романа, наоборот, становилась приближенной к прозе. Так, вторые софисты писали целые поэмы на прозаические темы: об охоте и рыбной ловле, о медицине и правилах стихосложения.

Основные представители

Примечания

  1. ↑ Гаспаров: Вторая софистика, жанры и представители
  2. А. Д. Сухов: Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения
  3. Грабарь-Пассек, Мария Евгеньевна: Апулей
  4. Эпикур, стоики. Вторая софистика
  5. Мельникова Анна Сергеевна: Греко-римские интеллектуальные связи в эпоху Антонинов

Ссылки

См. также

Вторая софистика.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01