07-07-2023
Высокая доступность (англ. high availability) — это метод проектирования системы, позволяющий достигать высокий уровень доступности системы в течение какого-либо промежутка времени.
Доступность означает возможность группе пользователей использовать систему. Если у них нет такой возможности, система считается недоступной. Термин время недоступности обозначает период времени, в течение которого система была недоступна.
Для бизнес-систем высокая доступность подразумевает создание избыточности в критических бизнес-системах. Тогда отказ одного компонента, будь то отказ маршрутизатора или сетевой карты, не будет вызывать сбой приложения. Это подобно строительству нескольких магистралей, идущих в город: если проблемы возникают на одной дороге, движение может продолжаться на запасном пути. Стандартные методы высокой доступности включают развертывание избыточных аппаратных средств и использование множественных сетевых связей [1].
Существует разница между плановой и внеплановой недоступностью. Обычно плановая недоступность вызвана какими-то обязательными действиями, которые нужно совершить с системой. Примером таких действий может служить накладывание патчей на системное программное обеспечение с последующей обязательной перезагрузкой. Внеплановая недоступность возникает в основном из-за физических сбоев и сбоев сопутствующей аппаратуры. Примерами могут служить отключение питания, вышедший из строя CPU или блок оперативной памяти, перегрев.
Очень многие компьютерные сайты, выкладывая информацию о времени доступности, не учитывают плановую недоступность. В этом случае достичь хороших показателей очень легко. Настоящие же высокодоступные системы очень сложны и дороги. В них учтена возможность сбоя каждого компонента системы.
Доступность в основном выражется в процентах аптайма в год. Следующая таблица показывает время простоя, допустимое для данного уровня доступности, в предположении, что система должна работать беспрерывно.
Доступность % | Время простоя в год | Время простоя в месяц* | Время простоя в неделю |
---|---|---|---|
90% ("одна девятка") | 36.5 дней | 72 часов | 16.8 часов |
95% | 18.25 дней | 36 часов | 8.4 часов |
98% | 7.30 дней | 14.4 часов | 3.36 часов |
99% ("две девятки") | 3.65 дней | 7.20 часов | 1.68 часов |
99.5% | 1.83 дней | 3.60 часов | 50.4 минут |
99.8% | 17.52 часов | 86.23 минут | 20.16 минут |
99.9% ("три девятки") | 8.76 часов | 43.2 минут | 10.1 минут |
99.95% | 4.38 часов | 21.56 минут | 5.04 минут |
99.99% ("четыре девятки") | 52.56 минут | 4.32 минут | 1.01 минут |
99.999% ("пять девяток") | 5.26 минут | 25.9 секунд | 6.05 секунд |
99.9999% ("шесть девяток") | 31.5 секунд | 2.59 секунд | 0.605 секунд |
* Для месячных расчетов используется 30 дневный месяц.
Необходимо различать термины время работы системы и время доступности системы. Ведь система может стабильно работать, но не быть доступной для пользователей, например, из-за сбоя в сети.
Вычисление доступности зависит от интерпретации. Система, которая стабильно работала 365 дней невисокосного года могла претерпеть девятичасовой сбой в сети. Сообщество пользователей будет считать систему недоступной, тогда как системный администратор будет заявлять о 100 % времени работы системы. Хотя, если пользоваться правильным определением доступности, система была доступна примерно 99,897 % времени (8 751 час доступности среди 8 760 часов невисокосного года).
Высокая доступность.