06-06-2023
Гай Фанний лат. Gaius Fannius |
||
|
||
---|---|---|
142 до н. э. (предположительно) | ||
|
||
127 до н. э. | ||
|
||
122 до н. э. | ||
Смерть: | II век до н. э. | |
Род: | Фаннии | |
Супруга: | Лелия Младшая |
Гай Фанний (лат. Gaius Fannius; II век до н. э.) — древнеримский военачальник, политический деятель и писатель, участник «кружка Сципиона». Принимал участие в войнах в Африке и Испании, во время своего консульства в 122 году до н. э. активно противодействовал народному трибуну Гаю Гракху. Написал «Анналы», от которых сохранились только фрагменты. Возможно, в биографии Гая Фанния смешались факты о двух разных людях с одним именем.
Гай Фанний принадлежал к недавно возвысившемуся плебейскому роду. Гай Фанний Страбон, вероятно, являвшийся отцом или дядей Гая[1], был homo novus, достигшим консульства в 161 году до н. э.[2].
С молодых лет Гай Фанний принадлежал к окружению Сципиона Эмилиана. Его имя называют вместе с именами таких близких друзей Сципиона, как Гай Лелий Мудрый, Спурий Муммий, Маний Манилий[3].
Свою карьеру Гай Фанний начал, как это было принято, с военной службы. Во время Третьей Пунической войны он состоял в штабе Сципиона Эмилиана, возглавившего африканскую армию[4]. Согласно книге самого Фанния, использовавшейся Плутархом при работе над «Сравнительными жизнеописаниями», при взятии Карфагена в 146 году до н. э. Гай был рядом с Тиберием Гракхом, первым взошедшим на городскую стену, «и разделил с ним славу этого подвига»[5].
Вероятно, уже в 142 году до н. э. Фанний занимал должность народного трибуна[6], причём, по словам Цицерона, его трибунат «был направляем советами и авторитетом Публия Африкана», но «прошёл не без славы»[7]. Этим же годом в историографии датируют и брак Фанния и дочери Гая Лелия, заключённый для сплочения сципионовского политического лагеря[8]. В 141—140 годах до н. э. Фанний воевал в Испании под командованием Квинта Фабия Максима Сервилиана. В одном из сражений с Вириатом он «проявил свою блестящую храбрость» при отражении атаки лузитанов на римский лагерь, когда многие легионеры, не желая сражаться, попрятались в своих палатках[9][10].
В 127 году до н. э. Фанний стал претором. В этом качестве он сыграл важную роль при возобновлении союза с Иудеей, чей первосвященник Иоханан Гиркан прислал в Рим посольство[11]. По другой версии, претура Фанния приходится на 132 год, и получением этой магистратуры он был обязан влиянию Сципиона Эмилиана[8].
По мнению Фридриха Мюнцера, Фанний уже в 130 и 129 годах до н. э. претендовал на консульство[8]. В любом случае достичь высшего пункта своей карьеры он смог только в 122 году до н. э. благодаря активной поддержке своего друга, народного трибуна Гая Семпрония Гракха, стремившегося укрепить таким образом свои позиции в противостоянии сенату[12]. Внезапное вмешательство Гракха в предвыборную кампанию обеспечило Фаннию огромное преимущество перед другими соискателями и, в частности, лишило шансов на победу ставленника сената Луция Опимия[13].
Получив консульство, Фанний сосредоточил в своих руках большую власть в городе, так как его коллега Гней Домиций Агенобарб весь год провёл в Галлии. В ситуации острой борьбы между Гракхом и сенатом консул занял сторону последнего; так, накануне голосования о судьбе ряда законодательных инициатив Гая Семпрония Фанний приказал выдворить из города всех италиков, чтобы уменьшить число сторонников народного трибуна[14]. Важнейшей из этих инициатив было предложение предоставить гражданство всем латинам и права латинов всем союзникам, но Фанний произнёс «искусную и возвышенную» речь против этого законопроекта (De sociis et nomine latino contra C. Gracchum)[15], в которой обратился к римлянам с вопросом:
Неужели вы думаете, что, предоставив латинам гражданские права, вы и впредь будете стоять здесь в народном собрании, как вы стоите теперь передо мной, или что вы и впредь будете занимать те же места, что теперь, на всех играх и развлечениях? Неужели вы не понимаете, что эти люди заполнят все места?
— Моммзен Т. История Рима. СПб., 1997. Т. 2. С. 90-91.[16].
Голосование по этому законопроекту, вероятно, так и не состоялось[17]. Гай Семпроний Гракх погиб уже в следующем году, когда просенатские силы возглавлял Луций Опимий; о роли Гая Фанния в этих событиях ничего не известно, так же как и о последующей его судьбе.
Гай Фанний был в числе римских историков, перешедших в подражание Катону Цензору с греческого на латынь[18]. Он написал историческое сочинение, получившее традиционное название — «Анналы» (Annales) — и описывавшее период от древнейших времён до современных автору[19]. Действие начиналось с прибытия в Италию Энея, и события до начала Пунических войн описывались очень сжато[20]. По примеру Катона Фанний включал в свой труд речи исторических деятелей (так произошло с речью Квинта Цецилия Метелла Македонского против Тиберия Гракха[21]), но новые принципы систематизации материала были им отвергнуты в пользу старой летописной манеры[22]. В одном из сохранившихся фрагментов первой книги своего труда Фанний настаивает на необходимости для историка опыта политической деятельности[23].
Цицерон в «Бруте» называет этот труд «написанным совсем не бездарно» и «не лишённым изящества, хотя и далёким от совершенства»[24], но в его же диалоге «О законах» Аттик упоминает Фанния как одного из скучных историков, утверждая, что Целий Антипатр писал намного занимательнее[25]. Саллюстий ценил Фанния за правдивость[19]; Марк Юний Брут составил извлечение из его «Анналов»[26]. Плутарх, видимо, использовал труд Фанния при работе над своими «Сравнительными жизнеописаниями»[19]. Но при всём этом невозможно выяснить, насколько сильно Фанний повлиял на всю последующую традицию латинского историописания[27].
Фанний имел репутацию посредственного оратора, из-за чего многие считали, что самую удачную его речь (против Гракха) написал Гай Персий или целый коллектив римских нобилей; якобы поэтому она и стала одной из лучших речей того времени. Цицерон предполагает, что эта речь всё же была написана Фаннием, поскольку информация о другом авторстве была бы использована политическими противниками оратора[28], и приводит её начало: «Если страх вам внушит то, чем нам он грозит»[29]. Веллей Патеркул называет Фанния в числе выдающихся римских ораторов II века до н. э.[30].
Фанний был женат на Лелии Младшей, дочери Гая Лелия Мудрого; именно по настоянию тестя он стал учеником философа Панетия. Лелий при выборах в коллегию авгуров поддержал не этого своего зятя, а второго — мужа старшей дочери, Квинта Муция Сцеволу Авгура; за это Фанний невзлюбил тестя[24][31], хотя позже он, видимо, всё-таки стал авгуром[32].
Цицерон предполагал, что существовали два разных политических деятеля и оратора по имени Гай Фанний. Один, сын Гая, был народным трибуном, консулом и противником Гракха; второй, сын Марка, был зятем Лелия и историком[33][34], являясь в 129 году до н. э., спустя 13 лет после трибуната первого Фанния, всего лишь молодым квесторием[35]. Аттик пытался разубедить в этом своего друга, но тот стоял на своём[26].
Фридрих Мюнцер в 1920 году предположил в одной из своих работ, что Гаев Фанниев действительно было двое, но консул 122 года до н. э. был сыном Марка, а не Гая, и в 146 году до н. э. он воевал не в Африке, а в Греции, под командованием Луция Муммия. Сын Гая же брал Карфаген вместе с Гракхом, а позже написал «Анналы»[36]. Многие учёные, следуя за Мюнцером, считают, что за большинством деталей биографии Гая Фанния стоит сын Марка, консул 122 года и противник Гракха[37][38].
Гай Фанний стал участником двух диалогов Цицерона — «О дружбе»[39] и «О государстве»[40]; действие обоих происходит в 129 году до н. э., и собеседниками Фанния являются его тесть Лелий, свояк Квинт Муций и старший друг и покровитель Сципион Эмилиан.
Фанний действует также в романе Милия Езерского «Гракхи».