Lt304888.ru

Туристические услуги

Гай Фанний

06-06-2023

Перейти к: навигация, поиск
Гай Фанний
лат. Gaius Fannius
Народный трибун Римской республики
142 до н. э. (предположительно)
Претор Римской республики
127 до н. э.
Консул Римской республики
122 до н. э.
 
Смерть: II век до н. э.
Род: Фаннии
Супруга: Лелия Младшая

Гай Фанний (лат. Gaius Fannius; II век до н. э.) — древнеримский военачальник, политический деятель и писатель, участник «кружка Сципиона». Принимал участие в войнах в Африке и Испании, во время своего консульства в 122 году до н. э. активно противодействовал народному трибуну Гаю Гракху. Написал «Анналы», от которых сохранились только фрагменты. Возможно, в биографии Гая Фанния смешались факты о двух разных людях с одним именем.

Происхождение

Гай Фанний принадлежал к недавно возвысившемуся плебейскому роду. Гай Фанний Страбон, вероятно, являвшийся отцом или дядей Гая[1], был homo novus, достигшим консульства в 161 году до н. э.[2].

Начало карьеры

С молодых лет Гай Фанний принадлежал к окружению Сципиона Эмилиана. Его имя называют вместе с именами таких близких друзей Сципиона, как Гай Лелий Мудрый, Спурий Муммий, Маний Манилий[3].

Свою карьеру Гай Фанний начал, как это было принято, с военной службы. Во время Третьей Пунической войны он состоял в штабе Сципиона Эмилиана, возглавившего африканскую армию[4]. Согласно книге самого Фанния, использовавшейся Плутархом при работе над «Сравнительными жизнеописаниями», при взятии Карфагена в 146 году до н. э. Гай был рядом с Тиберием Гракхом, первым взошедшим на городскую стену, «и разделил с ним славу этого подвига»[5].

Вероятно, уже в 142 году до н. э. Фанний занимал должность народного трибуна[6], причём, по словам Цицерона, его трибунат «был направляем советами и авторитетом Публия Африкана», но «прошёл не без славы»[7]. Этим же годом в историографии датируют и брак Фанния и дочери Гая Лелия, заключённый для сплочения сципионовского политического лагеря[8]. В 141—140 годах до н. э. Фанний воевал в Испании под командованием Квинта Фабия Максима Сервилиана. В одном из сражений с Вириатом он «проявил свою блестящую храбрость» при отражении атаки лузитанов на римский лагерь, когда многие легионеры, не желая сражаться, попрятались в своих палатках[9][10].

В 127 году до н. э. Фанний стал претором. В этом качестве он сыграл важную роль при возобновлении союза с Иудеей, чей первосвященник Иоханан Гиркан прислал в Рим посольство[11]. По другой версии, претура Фанния приходится на 132 год, и получением этой магистратуры он был обязан влиянию Сципиона Эмилиана[8].

Консульство

По мнению Фридриха Мюнцера, Фанний уже в 130 и 129 годах до н. э. претендовал на консульство[8]. В любом случае достичь высшего пункта своей карьеры он смог только в 122 году до н. э. благодаря активной поддержке своего друга, народного трибуна Гая Семпрония Гракха, стремившегося укрепить таким образом свои позиции в противостоянии сенату[12]. Внезапное вмешательство Гракха в предвыборную кампанию обеспечило Фаннию огромное преимущество перед другими соискателями и, в частности, лишило шансов на победу ставленника сената Луция Опимия[13].

Получив консульство, Фанний сосредоточил в своих руках большую власть в городе, так как его коллега Гней Домиций Агенобарб весь год провёл в Галлии. В ситуации острой борьбы между Гракхом и сенатом консул занял сторону последнего; так, накануне голосования о судьбе ряда законодательных инициатив Гая Семпрония Фанний приказал выдворить из города всех италиков, чтобы уменьшить число сторонников народного трибуна[14]. Важнейшей из этих инициатив было предложение предоставить гражданство всем латинам и права латинов всем союзникам, но Фанний произнёс «искусную и возвышенную» речь против этого законопроекта (De sociis et nomine latino contra C. Gracchum)[15], в которой обратился к римлянам с вопросом:

Неуже­ли вы дума­е­те, что, предо­ста­вив лати­нам граж­дан­ские пра­ва, вы и впредь буде­те сто­ять здесь в народ­ном собра­нии, как вы сто­и­те теперь пере­до мной, или что вы и впредь буде­те зани­мать те же места, что теперь, на всех играх и раз­вле­че­ни­ях? Неуже­ли вы не пони­ма­е­те, что эти люди запол­нят все места?

— Моммзен Т. История Рима. СПб., 1997. Т. 2. С. 90-91.[16].

Голосование по этому законопроекту, вероятно, так и не состоялось[17]. Гай Семпроний Гракх погиб уже в следующем году, когда просенатские силы возглавлял Луций Опимий; о роли Гая Фанния в этих событиях ничего не известно, так же как и о последующей его судьбе.

Литературная деятельность

Гай Фанний был в числе римских историков, перешедших в подражание Катону Цензору с греческого на латынь[18]. Он написал историческое сочинение, получившее традиционное название — «Анналы» (Annales) — и описывавшее период от древнейших времён до современных автору[19]. Действие начиналось с прибытия в Италию Энея, и события до начала Пунических войн описывались очень сжато[20]. По примеру Катона Фанний включал в свой труд речи исторических деятелей (так произошло с речью Квинта Цецилия Метелла Македонского против Тиберия Гракха[21]), но новые принципы систематизации материала были им отвергнуты в пользу старой летописной манеры[22]. В одном из сохранившихся фрагментов первой книги своего труда Фанний настаивает на необходимости для историка опыта политической деятельности[23].

Цицерон в «Бруте» называет этот труд «написанным совсем не бездарно» и «не лишённым изящества, хотя и далёким от совершенства»[24], но в его же диалоге «О законах» Аттик упоминает Фанния как одного из скучных историков, утверждая, что Целий Антипатр писал намного занимательнее[25]. Саллюстий ценил Фанния за правдивость[19]; Марк Юний Брут составил извлечение из его «Анналов»[26]. Плутарх, видимо, использовал труд Фанния при работе над своими «Сравнительными жизнеописаниями»[19]. Но при всём этом невозможно выяснить, насколько сильно Фанний повлиял на всю последующую традицию латинского историописания[27].

Фанний имел репутацию посредственного оратора, из-за чего многие считали, что самую удачную его речь (против Гракха) написал Гай Персий или целый коллектив римских нобилей; якобы поэтому она и стала одной из лучших речей того времени. Цицерон предполагает, что эта речь всё же была написана Фаннием, поскольку информация о другом авторстве была бы использована политическими противниками оратора[28], и приводит её начало: «Если страх вам внушит то, чем нам он грозит»[29]. Веллей Патеркул называет Фанния в числе выдающихся римских ораторов II века до н. э.[30].

Семья

Фанний был женат на Лелии Младшей, дочери Гая Лелия Мудрого; именно по настоянию тестя он стал учеником философа Панетия. Лелий при выборах в коллегию авгуров поддержал не этого своего зятя, а второго — мужа старшей дочери, Квинта Муция Сцеволу Авгура; за это Фанний невзлюбил тестя[24][31], хотя позже он, видимо, всё-таки стал авгуром[32].

Проблема двух Гаев Фанниев

Цицерон предполагал, что существовали два разных политических деятеля и оратора по имени Гай Фанний. Один, сын Гая, был народным трибуном, консулом и противником Гракха; второй, сын Марка, был зятем Лелия и историком[33][34], являясь в 129 году до н. э., спустя 13 лет после трибуната первого Фанния, всего лишь молодым квесторием[35]. Аттик пытался разубедить в этом своего друга, но тот стоял на своём[26].

Фридрих Мюнцер в 1920 году предположил в одной из своих работ, что Гаев Фанниев действительно было двое, но консул 122 года до н. э. был сыном Марка, а не Гая, и в 146 году до н. э. он воевал не в Африке, а в Греции, под командованием Луция Муммия. Сын Гая же брал Карфаген вместе с Гракхом, а позже написал «Анналы»[36]. Многие учёные, следуя за Мюнцером, считают, что за большинством деталей биографии Гая Фанния стоит сын Марка, консул 122 года и противник Гракха[37][38].

Гай Фанний в культуре

Гай Фанний стал участником двух диалогов Цицерона — «О дружбе»[39] и «О государстве»[40]; действие обоих происходит в 129 году до н. э., и собеседниками Фанния являются его тесть Лелий, свояк Квинт Муций и старший друг и покровитель Сципион Эмилиан.

Фанний действует также в романе Милия Езерского «Гракхи».

Примечания

  1. Münzer F., 1920, s.427-442
  2. Fasti Capitolini, ann d. 161 год до н. э.
  3. Трухина Н., 1986, С.133
  4. Трухина Н., 1986, С.129
  5. Плутарх, 2001, 4
  6. Цицерон, 2010, К Аттику XVI, 13, 2
  7. Цицерон, 1994, Брут, 100
  8. 1 2 3 Münzer F., 1920, s.439
  9. Аппиан, 2002, 87
  10. Симон Г., 2008, с.169
  11. Иосиф Флавий, 1999, ХIII, 9, 2
  12. Плутарх, 2001, 29
  13. Плутарх, 2001, 32
  14. Плутарх, 2001, 33
  15. Цицерон, 1994, Брут, 99
  16. Моммзен Т., 1997, с. 90-91
  17. Гай Семпроний Гракх на сайте "История Древнего Рима
  18. Трухина Н., 1986, С.165
  19. 1 2 3 История римской литературы, 1959, С.127
  20. Дуров В., 1993, С.25
  21. Цицерон, 1994, Брут, 81
  22. Покровский М., 1942, с. 84-85
  23. Дуров В., 1993, С.26
  24. 1 2 Цицерон, 1994, Брут, 101
  25. Цицерон, 1966, О законах I, 6
  26. 1 2 Цицерон, 2010, К Аттику XII, 5, 3
  27. Friedrich Münzer: Fannius 7. // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft (RE). Band VI, 2. Stuttgart, 1909. S. 1991.
  28. Цицерон, 1994, Брут, 99-100
  29. Цицерон, 1994, Об ораторе III, 183
  30. Веллей Патеркул, 1996, I, 17, 3; II, 9, 1
  31. Бобровникова Т., 2001, С.205
  32. Цицерон, 1974, 7
  33. Цицерон, 1994, Брут, 99-101
  34. Münzer F., 1920, s.436-437
  35. Цицерон, 1966, 18
  36. Münzer F., 1920, р.439-441
  37. Suerbaum W., 2002, s.426
  38. Cornell T., 2013, р.244-247
  39. Цицерон, 1974, 3 и далее
  40. Цицерон, 1966, 18 и далее

Публикации фрагментов

  • Hermann Peter: Historicorum Romanorum Reliquiae (HRR). B. I, S. 139—141.
  • Hans Beck, Uwe Walter. Die frühen römischen Historiker. B. 1: Von Fabius Pictor bis Cn. Gellius. Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt 2001. ISBN 3-534-14757-X. S. 340—346.

Литература

Первичные источники

  1. Аппиан. Иберийско-римские войны // Римская история. — М.: Ладомир, 2002. — С. 50-106. — ISBN 5-86218-174-1.
  2. Веллей Патеркул. Римская история // Малые римские историки. — М.: Ладомир, 1996. — С. 11-98. — ISBN 5-86218-125-3.
  3. Иосиф Флавий. Иудейские древности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — Т. 1. — ISBN 5-222-0476-7.
  4. Плутарх. Тиберий и Гай Гракхи // Сравнительные жизнеописания. — СПб., 2001. — Т. 3. — С. 153-192. — ISBN 5-306-00240-4.
  5. Цицерон. Брут // Три трактата об ораторском искусстве. — М.: Ладомир, 1994. — С. 253-328. — ISBN 5-86218-097-4.
  6. Цицерон. О государстве // Диалоги. — М.: Наука, 1966. — С. 7-88.
  7. Цицерон. О дружбе // О старости. О дружбе. Об обязанностях. — М.: Наука, 1974. — С. 31-57.
  8. Цицерон. Об ораторе // Три трактата об ораторском искусстве. — М.: Ладомир, 1994. — С. 75-272. — ISBN 5-86218-097-4.
  9. Цицерон. Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту. — СПб.: Наука, 2010. — Т. 3. — 832 с. — ISBN 978-5-02-025247-9,978-5-02-025244-8.

Вторичные источники

  1. Cornell T. The Fragments of the Roman Historians. — Oxford: Oxford University Press, 2013. — ISBN 978-0-19-927705-6.
  2. Münzer F. Fanniusfrage // Hermes. — 1920. — № 55. — С. 427-442.
  3. Suerbaum W. Handbuch der Lateinischen Literatur der Antike,. — München, 2002. — Т. 1. — С. 425-427. — ISBN 3-406-48134-5.
  4. Бобровникова Т. Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена. — М.: Молодая гвардия, 2001. — 493 с. — ISBN 5-235-02399-4.
  5. Дуров В. Художественная историография Древнего Рима. — СПб.: Издательство СПбГУ, 1993. — 288 с. — ISBN 5-288-01299-0.
  6. История римской литературы. — М.: Издательство АН СССР, 1959. — Т. 1. — 534 с.
  7. Моммзен Т. История Рима. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — Т. 2. — 640 с. — ISBN 5-222-00047-8.
  8. Покровский М. История римской литературы. — М.: Наука, 1942. — 432 с.
  9. Симон Г. Войны Рима в Испании. — М.: Гуманитарная академия, 2008. — 288 с. — ISBN 978-5-93762-023-1.
  10. Трухина Н. Политика и политики "золотого века" Римской республики. — М.: Издательство МГУ, 1986. — 184 с.

Гай Фанний.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01