17-10-2023
Геенна (ивр. גהנום, גהנם, греч. γέεννα) — долина к ю/з от Иерусалима и символ Судного дня в иудаизме. Греческий лексикон так определяет слово «геенна»: «Место будущего наказания называется геенной или геенной огненной. Изначально это место называлось долиной Еннома к югу от Иерусалима, где выбрасывали и сжигали мусор и мертвых животных; подходящий символ для злых людей и их будущей погибели.» [1]
Содержание |
Слово «Геенна» происходит от греческого γεεννα, встречающегося в Новом Завете, которое является фонетической транскрипцией арамейского Gēhannā (ܓܗܢܐ), эквивалентного еврейскому Ge Hinnom, буквально означающему «Долина Еннома». Оно известно в Ветхом Завете как Gai Ben-Hinnom, буквально «Долина сынов Еннома», и в Талмуде как Gehinnam (גהנם) или Gehinnom (גהנום). В Коране — جهنم (Gehennem, Jahannam).
Долина Еннома, долина Енномовых (Нав.15:8; Нав.18:16) или долина сыновей Еннома (4Цар.23:10; 28:3; Иер.7:32) (ивр. גיא בן הִנֹּם), одна из двух долин (вторая Кедронская долина) рядом со старым городом Иерусалимом. Арабское название — Вади-эр-Рабаби.[2][3][4].
Здесь был расположен Тофет, место, где идолопоклонники сжигали детей, приносимых в жертву Молоху.
и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило. (Иер.7:31)
|
Библия говорит, что после Божьего суда над Иерусалимом это место должно будет называться «долиной убиения» из-за недостатка места для погребения мертвых (Иер.19:6б11).
Еврейский учёный Давид Кимхи (David Kimḥi) в комментарии к (27:13) приводит следующие исторические сведения о слове «гехинном»: «А место сие находится в земле, прилегающей к Иерусалиму, и место сие отвратительно; туда бросают нечистоты и трупы. Также там не переставая горит огонь, в котором сжигают нечистоты и кости трупов. Посему и суд над нечестивыми символически назван гехинномом».
В Мишне говорится о великом страхе раввинов перед Днем суда.[5][6] «Передо мной два пути: один в Эдем, другой в геенну огненную, и я не знаю, каким путем меня поведут. Как же мне не плакать?»[7][8][9][10].
Средневековое еврейское предание гласит, что в канун Шаббата гаснут огни геенны, в которой грешники искупают свои грехи: а их души на время Шаббата получают свободу. На исходе же Шаббата эти погибшие души вновь возвращаются в геенну.[11]
В Новом завете слово «геенна» встречается 9 раз: в Евангелии от Матфея (5:22; 5:29-30; 10:28; 18:8-9; 23:15; 23:33), Евангелии от Марка (9:43; 9:45-47), Евангелии от Луки (12:5) и Послании Иакова (3:6).
Из них 6 раз в контексте судного дня:[12]
В геенну не бросали живых существ, будь то животные или люди, чтобы они сгорали там заживо или мучились. Следовательно, это место никак не могло означать невидимую область, где в буквальном огне вечно мучатся человеческие души или где их постоянно пожирают неумирающие черви. Поскольку туда бросали трупы преступников, не удостоенных погребения в могилах(или памятных склепах — символах надежды на воскресение), Иисус и его ученики использовали слово «геенна» как символ вечного уничтожения, искоренения из Божьего мира, или «смерти второй», вечного наказания.
Александр Мень пишет: «ГЕЕННА (евр. Генном) — долина к ю/з от Иерусалима. В эпоху царей там совершались ритуальные убийства в честь языческих богов. Впоследствии Г. была превращена в свалку, где постоянно поддерживали огонь. Начиная со II в. до н. э. Г. стала символом загробного воздаяния за грехи».[14]
Однако кажется разумным полагать, что геенна огненная, упоминаемая Иисусом Христом в Евангелии от Матфея 5:22,29-30 является скорее символом бесполезности, ненужности и несостоятельности в духовной жизни, вследствие уступки верующего разного рода соблазнам. Такое понимание находится в согласии с фактом, что долина сынов Енномовых была прежде всего свалкой, куда выбрасывали мусор, ненужные вещи и трупы казнённых преступников, которых считали недостойными погребения, а также со словами Иисуса из той же пятой главы Нагорной Проповеди: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.» (Матфея 5:13)
Геенна.