Lt304888.ru

Туристические услуги

Гипермодернизм

24-05-2023

Гипермодерни́зм (др.-греч. ὑπερ- «сверх-, над-» и лат. modernus — новый, современный) — направления развития шахматной мысли в 1910-х — 20-х годах.

Основоположники гипермодернизма:

К его сторонникам также причисляют Александра Алехина, Ефима Боголюбова, Петра Романовского, Савелия Тартаковера и других. Термин предложен Тартаковером вместо употреблённого ранее «неоромантизма».

Основоположники гипермодернизма

Содержание

Появление

Появление гипермодернизма связано с наметившимся кризисом шахматного искусства в начале XX века. Созданное Стейницем и разработанное Таррашем учение о позиционной игре стало общепризнанным, однако при этом всё большее распространение получила «сухая» и механистичная «игра по правилам» — с отказом от творческих поисков, риска. В турнирах вырос процент «бесцветных» ничьих, круг применявшихся дебютов был узким: главным образом это были испанская партия, дебют четырёх коней, ферзевый гамбит и дебют ферзевых пешек. В 1914 году Нимцович выступил с серией статей[1], в которых подверг критике ряд устоявшихся взглядов в области дебютной стратегии. В дальнейшем он углубил понимание многих положений теории Стейница[2] и разработал ряд новых принципов и приёмов игры, сохраняющих значение и в современной теории шахмат: блокада, профилактика, избыточная защита, лавирование. По книгам Нимцовича «Моя система», «Моя система на практике» и другим учились многие поколения шахматистов.

Развитие

Примеры гипермодернизма в дебюте[3]
Белые разыграли новое началодебют Рети. Они отказались от захвата центра пешками в пользу флангового развития с применением двойного фианкеттирования.

Вслед за Нимцовичем, который искал систему шахматных закономерностей в русле гипермодернизма, в развитие его идей уже после Первой мировой войны выступили Рети и Брейер, исходившие главным образом из необходимости индивидуального подхода к оценке конкретной позиции, постоянного поиска исключений из правил. Они пропагандировали стратегически сложную игру, со значительной долей комбинационного содержания, неизбежно связанную с риском; рассматривали дебют не как изолированную стадию развития фигур, а как начало миттельшпиля, в котором с первых же ходов должно присутствовать чёткое плановое начало.

Рети также вывел понятие «нефиксированных» позиций — «положения, в которых центральные пешки обеих сторон не вхо­дят в соприкосновение друг с другом, не относятся ни к открытым, ни к закрытым позициям, но содержат в себе возможность перейти в любую из этих кате­горий»[4]. Если принципы открытых позиций были известны во времена романтических шахмат, а закрытые позиции изучены позиционной школой во главе со Стейницом, то именно нефиксированные позиции должны быть исследованы гипермодернистами. Из этой ключевой мысли вытекало, что гипермодернизм — не отрицание классических принципов шахмат и не возврат к романтизму, а попытка расширить шахматную теорию, включая в неё ранее неизвестные понятия и принципы.

Распространение идей гипермодернизма среди шахматистов способствовала литературная деятельность Тартаковера, главным образом его книга «Ультрасовременная шахматная партия».

Влияние

Влияние гипермодернистов на развитие шахмат особенно сильно сказалось в области дебютной теории. Ранее дебютная стратегия предусматривала сочетание быстрого развития фигур с захватом центра пешками, поэтому в большинстве партий после. 1. е4 е5 или 1. d4 d5 создавалась статичная пешечная симметрия в центре. Гипермодернисты доказали, что фигурное давление на центр может быть не менее эффективным, чем образование пешечного центра; они разрабатывали дебютные планы с отказом от немедленного продвижения центральных пешек и фланговым развитием с использованием фианкетто. Эти идеи легли в основу многих новых дебютов: защит Нимцовича, Алехина, Грюнфельда, новоиндийской, дебюта Рети и других.

В 1930­1940-е были разработаны защиты староиндийская, Пирца-Уфимцева и другие. Применение новых дебютов обусловило огромное разнообразие типов миттельшпильных позиций, что дало мощный импульс развитию шахмат.

В искусстве

Ильф и Петров в своём романе «Двенадцать стульев», описывающий жизнь в 1920-е годы в Советском Союзе, упомянули гипермодернизм устами Остапа Бендера, который в 37 главе давал лекцию на тему «Плодотворная дебютная идея»:

А теперь, товарищи, я расскажу вам несколько поучительных историй из практики наших уважаемых гипермодернистов Капабланки, Ласкера и доктора Григорьева.

Естественно, ни один из перечисленных шахматных мастеров не был гипермодернистом. Это сатира писателей: Остап Бендер рассказывает васюкинцам всё то, что мог вычитать из тогдашних газет, смешивая модное в то время в шахматном мире слово «гипермодернист» с известными шахматистами.

См. также

Примечания

  1. Наиболее значительная из них — «Соответствует ли „современные шахматные партии“ доктора Тарраша современному понимаю игры?»
  2. Проблема центра, значение открытых линий, проходных пешек и т. п.
  3. Примеры, свойственные гипермодернизму, указаны курсивом.
  4. Рихард Рети Выдержат ли новые идеи практическое испытание?

Литература

  • Нимцович Арон Моя система, М., 1984
  • Рети Рихард Новые идеи в шахматной игре, М., 1924
  • Романовский Пётр Пути шахматного творчества. — Москва-Ленинград: Физкультура и туризм, 1933. — С. 232
  • Тартаковер Савелий Ультрасовременная шахматная партия, Ленинград — Москва, 1924 — 26
  • Шахматы. Энциклопедический словарь / гл. ред. А. Е. Карпов. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 85. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-005-3

Ссылки

  • Шахматный гипермодернизм 1925 года: И. Маизелис 64 Шахматы и шашки в рабочем клубе // Прогресс или регресс? номер 3, 1925

Гипермодернизм.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01