Lt304888.ru

Туристические услуги

Главное здание Пушкинского музея

27-06-2023

Здание
Главное здание Пушкинского музея
Здание Музея изящных искусств

Вид на музей с высоты птичьего полёта
Страна
Город Москва, Волхонка, 12
Архитектурный стиль классицизм
Автор проекта Роман Клейн
Архитектор Клейн, Роман Иванович
Дата основания 1898
Строительство 18981912 годы
Статус Объект № 7710127002 (БД Викигида)
Состояние удовлетворительное
Медиафайлы на Викискладе

Гла́вное зда́ние Пу́шкинского музе́я (Здание Музея изящных искусств) — построено в 1898—1912 годах по проекту архитектора Романа Клейна в неоклассическом стиле. Внутренние залы украшались под руководством художника Игнатия Нивинского[1].

История

Возведение

Архитектор Роман Клейн в 1890-х годах

Здание построено на месте бывшего Конюшенного (Колымажного) двора, возведённого после московского пожара 1547 года. С 1564 по 1572 год в старых помещениях двора размещался конный центр опричного войска. Впоследствии на этой территории был создан общедоступный манеж для выездки лошадей[2]. В 1863 году в помещениях манежа образовали пересыльную тюрьму, однако в 1881—1882 по причине ветхости здание снесли и на его месте образовался пустырь. К 1890-му участок перешёл во владение Московскому университету благодаря деятельности профессора Ивана Цветаева. Учёный ещё в вузе основал учебный Музей изящных искусств, а потом предложил использовать участок бывшего Колымажного двора для строительства здания музея[3].

В 1896 году Цветаев опубликовал условия архитектурного конкурса. В жюри председательствовали скульптор Владимир Белемишев, архитектор Альберт Бенуа, художник Павел Брюллов, реставратор Николай Султанов, член Академии художеств Антоний Томишко. Всего было рассмотрено 15 проектов, 7 из которых удостоились специальных премий. Проекты Германа Гримма, Людвига Урлауба и Бориса Фрейденберга получили денежный приз. Проекты Петра Бойцова, Сергея Шуцмана, Сеттергрена и Гедмана награждены медалями. Победителями конкурса стали архитектор Роман Клейн и инженер Иван Рерберг, в обязанности которого входило наблюдение и инспекция строительных работ[4]. Руководство Московского университета выделило Клейну деньги на командировку в европейские музеи, Египет и Грецию для изучения неоклассического архитектурного стиля[5][6][1].

17 (29) августа 1898 года в присутствии членов императорской фамилии состоялась торжественная церемония закладки здания Музея. Строительство продолжалось до 1912 года[7]. В 1904-м на стройке случился пожар, уничтоживший практически все деревянные перекрытия, а также 175 ящиков с изготовленными слепками с античных скульптур. После происшествия многие инвесторы отказались вкладывать деньги в дальнейшее строительство, однако главный спонсор — промышленник Юрий Нечаев-Мальцов — единолично профинансировал восстановление здания[8].

После революции 1917 года музей не отапливался несколько лет, что негативно сказалось на состояние стен и перекрытий. Во время битвы за Москву рядом со зданием разорвалась фугасная бомба и сильно повредила стеклянный свод. До окончания реставрации в 1945 году музей оставался без крыши[9].

В 1960 годах проводились работы по реконструкции здания, по итогам которых была заменена кровля, световые фонари приспособлены под искусственное освещение, а залы музея — отреставрированы[9].

Архитектура

Здание было построено в неоклассическом стиле в виде античного храма с высоким подиумом и ионической колоннадой по периметру фасада и стало последним в Москве строением, возведённым с неогреческими элементами. Колоннада в увеличенном масштабе воспроизводит пропорции восточного портика Эрехтейона — храма в афинском Акрополе[10].

Материалы для строительства были оплачены Юрием Нечаевым-Мальцовым. Для оформления фасада около трёхсот рабочих добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости. Затем добытый материал доставляли в Норвегию, где колонны приобретали оконченный вид и привозили в Москву сначала по морю, а затем баржами по реке. Центральная лестница была изготовлена из разноцветных пород венгерского мрамора[11][2].

Предполагалось, что музей будет открыт только в дневное время, поэтому предусматривалось естественное освещение экспонатов за счёт массивной стеклянной крыши. Свод музея был спроектирован инженером Владимиром Шуховым, создавшим уникальные конструкции при помощи арочных стяжек[11]. Фасад музея украшают фризы с изображениями Олимпийских игр, выполненные скульптором Гуго Залеманом[12], его учеником И. И. Мормоне и немецким скульптором Леопольдом Армбрустером[de][13].

Через несколько лет после возведения здание музея было оборудовано электричеством и системой вентиляции. Внутренняя планировка соответствовала музейной экспозиции: анфилада комнат второго этажа была предусмотрена для размещения древнегреческих скульптур и античного искусства. Остальные залы отводились под выставки предметов из Древнего Египта, Ассирии, работ Итальянского и Северного Возрождения. Также в музее действовала библиотека с отдельным входом из Колымажного переулка[14][6].

Украшения залов

Внутренние помещения украшались декоративными росписями и живописными панно. Росписью внутренних помещений руководили Роман Клейн и художник Игнатий Нивинский. Вестибюль здания было решено оформить в египетском стиле, а прообразом послужила эрмитажная лестница. На стенах висят панно с крылатыми Славами с венками, а под потолком изображены узкие ленты фризов на сюжеты древнегреческой мифологии и рисунки краснофигурных ваз. Оформлением парадного входа занимались художники Игнатий Нивинский и Клавдий Степанов[15].

В Белом зале находится копия внутренней части храма Парфенона, включающая двухъярусные колоннады, завершённые апсидой — пониженной частью здания, в которой располагались алтарные объёмы храма. Изначально предполагалось, что росписью зала будет заниматься Виктор Васнецов, однако из-за несоответствий первоначального проекта с видением художника сотрудничество не осуществилось. Конечный вариант украшения Белого зала включает изображение потолка в виде храма Ники Аптерос в Афинах[15].

Ивану Айвазовскому было предложено написать несколько панно для залов с экспонатами из Древней Греции, но в 1909 году художник скончался и проект был передан Василию Поленову и его ученикам — Константину Коровину и Александру Головину. Художники даже отправились в Грецию описывать Акрополь, Парфенон, Пергамы, храмы Олимпии и Аттики, чтобы потом в своих работах воссоздать атмосферу Древней Греции. Однако Юрий Нечаев-Мальцов оказался против их участия, считая большинство современных художников декадентами, поэтому отдал украшение зала группе неизвестных мастеров. В результате в греческих залах отсутствуют панно, однако есть полномасштабный орнамент на потолке[15].

Современность

В 2021 году в здании планируется реконструкция, согласно проекту расширения Пушкинского музея и создания музейного городка. Согласно утверждённому плану, после ремонта здание будет соединено подземным переходом с новым выставочным комплексом, а в экспозиционных залах планируется выставлять предметы, связанные с историей древних цивилизаций: Древнего Востока, Античности, Византии и Средневековой Европы[16][17].

Примечания

  1. 1 2 Борисова, 2002.
  2. ↑ Архивировано 24 марта 2019 года.
  3. Пушкинский музей изобразительных искусств. Музей изящных искусств. Прогулки по Москве. Дата обращения: 30 августа 2018.
  4. История Музея. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Дата обращения: 7 августа 2018. Архивировано 8 июля 2018 года.
  5. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. Lifeglobe. Дата обращения: 7 августа 2018. Архивировано 5 сентября 2018 года.
  6. ↑ Архивировано 29 сентября 2020 года.
  7. Седова, 1987, с. 7.
  8. Архивировано 7 февраля 2018 года.
  9. ↑ Начинается разработка проекта реставрации Главного здания ГМИИ им. А. С. Пушкина. ГМИИ имени А. С. Пушкина (24 июня 2016). Дата обращения: 6 сентября 2018. Архивировано 18 ноября 2019 года.
  10. Блохина, 2014, с. 349.
  11. ↑ ГМИИ им. Пушкина. История создания одного из лучших музеев мира. Аргументы и Факты (13 июня 2014). Дата обращения: 7 августа 2018. Архивировано 20 августа 2018 года.
  12. Васькин, 2015.
  13. И. В. Цветаев создает музей / сост. и коммент.: А.А. Демская, Л.М. Смирнова; вступ. ст.: Л.М. Смирнова. — М.: Галарт, 1995. — С. 233.
  14. Архивировано 2 июля 2017 года.
  15. 1 2 3 Никольский, 2015, с. 115—136.
  16. Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина. Музейный квартал. Дата обращения: 7 сентября 2019. Архивировано 24 ноября 2018 года.
  17. Архивировано 24 ноября 2018 года.

Литература

  • Блохина В. В. Всемирная история архитектуры и стилей. — Москва: АСТ, 2014. — С. 349. — 400 с. — ISBN 978-5-17-085216-1.
  • Борисова Е. А. Русский неоклассицизм. — Москва: Галарт, 2002. — 298 с.
  • Васькин А. А. Волхонка. Знаменка. Ленивка. — Москва: Центрполиграф, 2015. — С. 90—101. — 386 с. — ISBN 978-5-227-06733-4.
  • Никольский А. А. Неоклассические тенденции в монументально-декоративной живописи интерьеров Музея изящных искусств в Москве. Неизвестные эскизы Р.И. Клейна и И.И. Нивинского // Искусствознание. — 2015. — Вып. 1. — С. 115—141.
  • Седова Т. А. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Путеводитель по картинной галерее. — Москва: Изобразительное искусство, 1987. — 196 с.

Главное здание Пушкинского музея.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01