20-10-2023
Главные народные училища — начальные учебные заведения в Российской империи.
Первое главное народное училище было открыто в Санкт-Петербурге. в 1783 г. Его директором был один из авторов проекта системы народных училищ педагог Ф.И. Янкович де Мириево.
5 августа 1786 г. был обнародован Устав о народных училищах для всех городов Российской империи, согласно которому в каждом губернском городе должно было быть по одному главному народному училищу. Указом от 22 сентября 1786 г. повелевалось открыть главные народные училища в 26 губерниях (по преимуществу в западных и юго-западных), а указом от 3 ноября 1788 г. — в остальных 25 губерниях.
Главные народные училища состояли из 4-х классов. Первые два класса соответствовали курсу Малого народного училища. В 1 классе изучалось чтение, письмо и основы христианского учения (краткий катехизис и священная история); во 2 классе — пространный катехизис, арифметика, грамматика русского языка, чистописание и рисование; в 3 классе — повторение катехизиса; арифметика, всеобщая история, география, российская грамматика с упражнениями и чистописание. 4 класс имел два отделения, обучение в нем длилось соответственно два года. В 4 классе изучалась история (всеобщая и русская), география, российская грамматика, геометрия, механика, физика, естественная история, гражданская архитектура и рисование. Желающим, начиная с 1 класса, преподавались языки: латинский и один из новейших. Кроме того, желающие могли подготовиться к должности учителя малых народных училищ. Для этого изучался курс методики обучения ("Способ учения").
В каждом училище было до 6 учителей. Учитель арифметики был одновременно и учителем российской грамматики, латинского языка, физики и архитектуры, учитель истории — учителем географии и естественных наук. Во главе училища стоял директор или смотритель. Главными попечителями училищ были губернаторы или генерал-губернаторы. Все училища находились в ведении приказа общественного призрения.
В Главные народные училища принимались дети всех сословий, кроме крепостных крестьян. В них применялись прогрессивные для своего времени методы обучения и учёта знаний учеников, использовалась классно-урочная система.
После школьной реформы 1804 г. Главные народные училища были преобразованы в гимназии.
Это заготовка статьи об образовании. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Главные народные училища.