16-10-2023
Гней (по другим данным Гай) Ма́рций Кориола́н (Gnaeus/Gaius Marcius Coriolanus, ?470-e гг. до н. э. — ?) — первый легендарный представитель рода Марциев, получивший почётный когномен за взятие столицы вольсков Кориол в 493 г. до Р. Х.[1]
Когда в следующем году в Риме начался голод, из Сицилии прибыло зерно и Кориолан, ставший во главе патрицианской партии,[1] предложил продавать его по низким ценам, если плебеи откажутся от трибунской защиты. Трибуны вызвали его в суд, причём это был первый случай вызова патриция на суд плебеев.[1] По Ливию Кориолан на суд не явился, а отправился в добровольное изгнание к вольскам и начал искать повод к войне с Римом. По Дионисию Кориолан присутствовал на суде, успешно выступил в свою защиту, но был всё-таки осуждён, так как вскрылся факт присвоения военной добычи, захваченной во время похода против анциатских вольсков. Возглавив вместе с вольским аристократом Туллом Ауфидием собравшихся у Ферентинского источника вольсков, Кориолан довёл их войско до Рима и только посольство женщин во главе с женой и матерью Кориолана тронуло его сердце, и он отвёл вольсков от города, за что был убит ими как предатель, и в Риме патрицианские женщины носили о нём траур в течение года.[1] Ливий, ссылаясь на Фабия Пиктора, передаёт, что Кориолан дожил до глубокой старости. Эта неортодоксальная версия была известна и Цицерону.
По Дионисию Кориолан — командующий плебейским ополчением, присоединившимся к армии патрициев и их клиентов. С одной стороны, Кориолан изображён популярным среди плебеев благодаря военным подвигам, с другой именно плебс не допустил Кориолана к консульской должности, хотя его поддерживали патриции. Далее он уже выступает как непримиримый враг плебеев, стремящийся лишить их защиты со стороны народных трибунов. По-видимому в повествовании Дионисия сохранились две различные редакции этой саги. В первой Кориолан представлен как плебейский военачальник, вторая стремится превратить его в патриция, воинственно отстаивающего привилегии своего сословия.
Позднейшие исследователи неоднократно обращались к анализу сказания, особенно, когда речь заходила о критике римской традиции для выявления в ней достоверных частей. Моммзен отрицал историческую основу легенды. Однако датирование легенды 493 до н. э., когда был заключён Кассиев договор, выдаёт реальную связь событий: поход Кориолана на Рим закончился заключением равноправного договора с латинами, что впоследствии так тщательно пытались скрыть.
По словам Дионисия и Плутарха, Кориолан был типичным древним римлянином-патрицием, в котором ярко были представлены все достоинства и недостатки его народа и сословия; отличительной чертой его, по рассказам, является безмерная любовь к матери.[1]
На сюжет легенды Уильям Шекспир написал трагедию «Кориолан», а в 2011 по ней снят фильм режиссера Рэйфа Файнса.
Сочинения Плутарха | |
---|---|
Сочинения | |
Сравнительные жизнеописания |
Александр Великий и Юлий Цезарь • Алкивиад и Кориолан • Аристид и Катон Старший • Деметрий и Антоний • Демосфен и Цицерон • Дион и Брут • Никий и Красс • Кимон и Лукулл • Лисандр и Сулла • Ликург и Нума • Пелопид и Марцелл • Пирр и Гай Марий • Агесилай и Помпей Великий • Солон и Попликола • Тесей и Ромул • Эвмен и Серторий • Агис и Клеомен; Тиберий и Гай Гракхи • Тимолеонт и Эмилий Павел • Перикл и Фабий • Фемистокл и Камилл • Филопемен и Фламинин • Фокион и Катон Младший • Арат Сикионский1 • Артаксеркс1 • Гальба1 • Отон1 • Эпаминонд и Сципион Африканский2 |
1 Непарные жизнеописания • 2 Несохранившиеся жизнеописания |
Гней Марций Кориолан.