Lt304888.ru

Туристические услуги

Голб, Норман

17-07-2023

Норман Голб
Дата рождения:

1928 год(1928)

Место рождения:

Чикаго, штат Иллинойс

Гражданство:

США

Сайт:

http://home.uchicago.edu/~ngolb/

Норман Голб (англ. Norman Golb) — американский историк-источниковед.

Содержание

Биография

Норман Голб родился в Чикаго, штат Иллинойс, в 1928 г. Профессор еврейской истории и цивилизации в Восточном институте Университета Чикаго. Получил докторскую степень в Университете Джона Хопкинса в 1954 году. В 1958 г. он поступил на факультет Еврейского Union College, Цинциннати, с 1963 г. работает в Университете Чикаго. Н.Голб также был приглашенным исследователем в Университете штата Висконсин (1957-58), Гарвардском университете (1966), и Тель-Авивском университете (1969-70). список публикаций

Исследования средневековой еврейской письменности

Голб является первооткрывателем в 1962 году Киевского письма — самого раннего документа, принадлежавшего еврейскому жителю Киева. Он также определил Овадия Прозелита[1], как автора одной из старейших известных музыкальных рукописей на иврите (XII век). Им были открыты самый ранний из сохранившихся юридический протокол евреев Сицилии, новый документ, касающийся первого Крестового похода, и неизвестные ранее рукописи, связанные с руанскими евреями.

Важным открытием стало обнаружение Голбом среди документов Каирской генизы оригинальной хазарской рукописи, а также датированного XI веком документа, описывающего переход европейца в иудаизм.

Исследования рукописей Мертвого моря

Н. Голб является крупным исследователем Кумранских рукописей. Необходимо отметить, что с момента их находки в середине XX века и вплоть до 90-х годов рукописи были закрыты для широкого круга исследователей. Публикации избранных текcтов узкой и замкнутой группы исследователей шли очень избирательно и крайне медленно. Это привело к распространению и господству единственной Кумрано-ессейской теории о происхождении рукописей, утверждающей, что все рукописи были созданы общиной ессеев, жившей в поселении Кумран на берегу Мертвого моря, члены которой затем спрятали рукописи в пещерах[2][3].

В 1990-х годах Н. Голб в числе прочих выступал за преодоление академической замкнутости исследований в этой области и предоставление доступа к изучению свитков широкому кругу ученых, что и было достигнуто. Это стало началом нового перспективного этапа в кумранологии.

Теория иерусалимского происхождения рукописей

Норман Голб является ключевым сторонником современной оппозиционной теории иерусалимского происхождения Рукописей Мертвого моря. В доказательство своих взглядов Голб приводит данные текстологического изучения рукописей и археологических исследований Кумранского плато[4].

Так, когда через почти 50 лет с момента открытия рукописей была закончена публикация всего комплекса Кумранских рукописей стало очевидно характерное для них крайнее разнообразие. Среди почти 600 документов есть начертаные на коже, папирусе, глиняных черепках, медных и деревянных табличках. Тексты написаны на множестве языков, среди которых древнееврейский, арамейский, набатейский, греческий, латинский, сирийско-палестинский и арабский. Одновременно они сильно разнятся по времени создания и невероятно разнообразны по религиозной тематике. Взгляд на рукописи в целом, таким образом, не оставлял Н. Голбу, как исследователю, возможности далее придерживаться теории происхождения их из какой-либо одной релиогиозной общины, будь то община ессеев или какая-либо другая. Вопреки утверждениям кумрано-ессейской теории[3], вопрос о том, кто же написал рукописи Мертвого моря, оставался и продолжает оставаться открытым[5].

Необходимость поиска новых подходов к изучению рукописей стала очевидной после проведенных Изхаром Гиршфельдом археологических раскопок в Кумране[4] и Эйн-Геди[6] в 1996—2002 гг . Результаты раскопок показали, что строения, расположенные вблизи пещер, которые раньше считались остатками трех кумранских поселедний, на деле некогда представляли собой большое сельскохозяйственное и ремесленное поселение, специализировавшееся, в частности, на производстве керамики. Под землей обнаружилась сложная водопроводная система, состоящая из бассейнов и цистерн, в которых глина проходила все этапы технологического процесса.

Стоит отметить, что идентичность керамики в пещерах и керамики, найденной в Кумранском комплексе первыми археологами под руководством о. Ролана Де Во[7], была основным аргументом сторонников кумарно-ессейской теории, подтверждавшей связь рукописей с близлежащим поселением. Хорошо обоснованное предположение И. Гиршфельда о том, что керамика в Кумране производилась на продажу, дал возможность Голбу в рамках своей теории объяснить наличие глиняных сосудов в пещерах не созданием рукописей в Кумране (где такое количество разнообразных по содержанию, языку, и времени создания текстов просто не могло быть написано), а тем фактом, что они были куплены или взяты в ближайшем поселении просто для сохранения нескольких свитков (в сосудах находилось около 10) в сохранности.

Утверждение о проживании в Кумране какой-либо многочисленной общины современными археологами также было поставлено под вопрос, поскольку к тому моменту, когда римляне разрушили Кумран во время восстания местных жителей (68 г. н. э.), центр гончарной промышленности находился в этой области не меньше столетия. А до этого поселение было очень небольшим и представляло собой одно из укреплений на восточной (наббатейской) границе Израильского царства.[4]

Доказывая, таким образом, отсутствие связи Кумранского поселения и найденных в близлежащих пещерах рукописей, Голб делает попытку проследить возможное происхождение рукописей. Основываясь на анализе содержания так называемого Медного Свитка, а именно указании на захоронение вместе с сокровищами Иерусалимского Храма — монетами и сосудами — неких рукописей (свитков), Норман Голб делает предположение о том, что рукописи вероятно хранились в генизе Храма, а затем, незадолго до взятия Иерусалима римлянами[8] и падения Второго Храма 28 августа 70 г. были из Храма вынесены и сокрыты в пещерах Кумрана, которые расположены в точности на пути из Иерусалима к Масаде и к морю[9].

Так, используя данные современных археологических раскопок и текстологические ислледования рукописей, и в том числе Медного Свитка[10] , Н. Голб делает вывод о том, что, наиболее вероятно, свитки Мертвого моря найденные в Кумране не были произведением ессеев или какой-либо другой отдельной религиозной общины, но их безусловное текстологическое и содержательное разнообразие требует определения рукописей как выражающих воззрения широких кругов иудейства периода Второго Храма[11].

Предложенный Н. Голбом подход, в основе которого лежит теория иерусалимского происхождения рукописей, раскрывает широкие возможности для дальнейших исследований текстов адекватно их истинному содержанию.

Теория Н. Голба подробно изложена им в работе «Кто написал свитки Мертвого моря?» (1995). Основным оппонентом Голба является профессор университета Нью-Йорка Лоуренс Шиффман.

См. также

Примечания

  1. Овадия ха-Гер — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. Кумранская община
  3. ↑ Кумранская община — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  4. ↑ LocalRu :: Истории из истории — Кумран, ессеи и библейские манускрипты (5)
  5. Свитки мертвого моря
  6. Hirschfeld: Ein Gedi 1998
  7. Ролан де Во в Библиотеке Якова Кротова
  8. Наш народ: Учебник истории еврейского народа для школьного и домашнего обучения = Our People: History of the Jews: A Text Book of Jewish History for the School and Home. — Бруклин, Н.-Й.: Merkos L'lnyonei Chinuch, Inc., 1992. — Т. T. I.
  9. LB.ua: В поисках сокровищ Иерусалимского Храма
  10. «Синай» — сайт Дм. Юревича
  11. Рукописи Мёртвого моря в Библиотеке Якова Кротова

Голб, Норман.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01