Lt304888.ru

Туристические услуги

Голубое сало

23-10-2023

Голубое сало
Жанр:

Роман

Автор:

Владимир Георгиевич Сорокин

Язык оригинала:

русский

Публикация:

1999

«Голубое сало» — скандальный роман русского писателя Владимира Сорокина, впервые опубликованный в 1999 году издательством Ad Marginem.

Содержание

Сюжет

Сюжет произведения вращается вокруг т. н. «Голубого Сала» — сверхценного вещества с уникальной атомной структурой, которая делает людей бессмертными. Сало можно получить только одним способом — вырезать из тел клонированных литераторов прошлого, после того как они в определённых условиях напишут своё произведение… Действие романа разворачивается в разных исторических эпохах и постоянно «скачет» между ними.

Стиль

Голубое Сало — постмодернистское произведение.

Сорокин объединил в романе такие характерные для своего творчества приёмы, как резкое изменение художественной реальности, сумасшедше-немотивированые поступки персонажей, крайнее насилие со странной-непроясненной мотивацией и игра с литературными формами.

Абсурдизм, сюрреализм и постмодернизм «идут рука об руку». Вставные новеллы и пьесы дополняют атмосферу психоделического трипа за гранью смысла и бытия.

Отдельный сектор повествования — очень злые, жестокие пародии на писателей-шестидесятников и «классиков школьной программы». Причем именно на авторов, даже не на их произведения. Досталось Ахматовой (вонючее, обросшее грязью женочудовище ползает по Москве, оставляя за собой потеки кала), Пастернаку (любовник Надежды Аллилуевой, жены Сталина), Мандельштаму (отъявленный уголовник, «стукач» и опасный психопат), Бродскому (нестерпимо-уродливый рыжеволосый паренек из интерната, которым руководит Ахматова, готовый проглотить то, от чего тошнит весь интернат), Белле Ахмадулиной (уродливая девчонка в ортопедических ботинках), а также Вознесенскому и Евгению Рейну. Это ещё не полный список. Все эти «литературные жертвы» романа существуют в одном повествовательном пространстве «Альтернативной Сталинской Москвы» и взаимодействуют друг с другом.

Впрочем, прямо эти люди не называются, на них указывают намёки в виде имён или инициалов (например, Ахматова отмечена как ААА, Мандельштам как «Оська», Вознесенский как «Андрюха» и т.п)

Преемственность русских поэтических литературных традиций в романе символически изображается в проглатывании отвратительного чёрного яйца, которое, истекая кровью, порождает перед смертью ААА (Ахматова) и которое глотает Иосиф (Бродский) (остальные дети из Интерната испытывают перед этим яйцом настолько сильный ужас, что начинают заходится в рвоте и судорогах как только видят его). Впрочем, по каким-то неясным причинам, они всё же хотят проглотить яйцо.

Что касается текстов клонированных писателей, то с их помощью автор пытается цинично высмеять творческие стили Достоевского, Толстого, Пастернака, Набокова, ещё раз Ахматовой, Платонова и Чехова… Об этом поподробней. Тексты, написанные клонированными писателями, те самые «запредельные» рассказы которые читатель видит на первых страницах романа — это тонкая и изощренная пытка литературных форм…

Образно об этом можно сказать так: Сорокин разрезал произведения этих авторов словно хирург, потом кидал внутрь различный хлам, вперемешку с гноем, жидким дерьмом и радиоактивными отходами, потом зашивал и заставлял несчастное чудовище подражать «нормальному» нарративу

Эта постмодернистская деконструкция привела к созданию необычных и, зачастую, смешных текстов.

Рассказы-монстры оставляют странное ощущение. Возможно, высмеивается вообще превращение писателя, и того что он делает в священный культ (процесс, о котором Сорокин не раз отзывался негативно).

В романе употребляются особые слова из новой постъядерной эпохи и множество слов из китайского языка. Поэтому в конце книги даже есть специальный словарик. В этом роман «Голубое Сало» схож с романом «Заводной Апельсин» Энтони Берджесса. Некоторые абзацы из первой части книги совершенно невозможно понять, если не «приложиться» к этому словарику.

В первой части книги (письма Бориса) также наблюдается игра со шрифтами, встречающаяся в авангардной литературе (например, у Александра Введенского, или Даниила Хармса, который повлиял на Сорокина)

В романе есть место и сюрреализму, и потоку сознания, и автоматическому письму… Сорокин активно смешивает, «взбалтывает» и концентрирует различные приемы письма. Верх этого литературного «фотошопа» — закрытый для любой интерпретации Псевдо-Набоковский рассказ «Путем Кордосо», который на время чтения просто убивает в читателе здравый смысл и логическое мышление…

«Путем Кордосо» — вещь настолько лишенная смысла, что кажется текстовой «черной дырой»."Преступно-абсурдной", но невыносимо привлекательной (из за умелого повествования) пустотой.

В книге встречаются тексты различных жанров: стихи, пьесы, рассказы, письма…

Уместно сравнить «Голубое Сало» с романами Уильяма Берроуза, писателя, который, возможно, также повлиял на творчество Сорокина (см. множество аллюзий на «Западные Земли» Берроуза в его книге «День Опричника»). Здесь тоже можно найти глобальные заговоры, оригинальные перемещения во времени, сюрреалистичность, разноплановость, «текучесть» текста и сочетание разных техник письма, а также несколько жёстких порнографических сцен. При этом повествование чаще всего холодное, выверенное и чёткое.

Варианты интерпретации

  • В реальности происходит только первая и последняя часть романа. Весь сектор повествования, начиная с нападения Землеёбов на бункер-это сон (или продукт измененного сознания) клонированного в будущем Сталина… На эту теорию указывает, во-первых то что в трубке Сталина находились остатки какого-то вещества (возможно, психоделика или галлюциногена), во-вторых, во время нападения Землеёбов повествование уходит от Бориса и становится безличным (исходящим только от автора). Возможно, на сон повлияло задание «сделать накидку из голубого сала» и чтение книги о «сплачивании шматов голубого сала» (тем более что «во сне» появляется похожая книга).

Критика

В 1999 году роман оказался в центре скандала в связи с обвинениями в распространении порнографии со стороны пропутинского молодёжного движения «Идущие вместе». В 2002 году «Идущие вместе» предъявили иск издательству, в котором вскоре был произведён обыск.

Роман вызывал волну резкой критики в литературном сообществе.[источник не указан 387 дней]

Ссылки

  • Читать роман на сайте Владимира Сорокина

Голубое сало.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01