11-08-2023
Гомосексуальный план[1][2] (также идеологический план геев[3], тактическая программа гомосексуалистов[4], гомосексуальная повестка[5] и др.) (англ. gay agenda, homosexual agenda) — термин, использующийся для обозначения некоего рассчитанного на годы вперёд стратегического плана действий ЛГБТ-сообщества по разрушению институтов семьи и брака.[4] Термин, в основном, используется консервативными христианскими группами (в первую очередь, евангельскими фундаменталистскими группами в США) и описывает их представление о целях ЛГБТ-движения.
Понятие «гомосексуального плана» связано с понятием «гомосексуальной вербовки» (англ. homosexual recruitment), возникновение которого стало ответной реакцией определённых консервативных слоев общественности США на участившиеся каминг-ауты гомосексуалов после Стоунволлских бунтов в конце 1960-х годов, а также на формирование объединённого движения за права ЛГБТ.
Импульсом к возникновению организованного противостояния ЛГБТ-движению в США в 1977 году стала широко освещавшаяся в СМИ кампания, проводившаяся коалицией под названием «Спасите наших детей» (англ.)русск. во главе с христианкой баптистского вероисповедания, певицей Анитой Брайант. Кампания была направлена в поддержку отмены поправки в законе округа Дейд штата Флорида о недопущении дискриминации на рабочих местах (в частности, в школах) по признаку сексуальной ориентации. В ходе своей кампании Анита Брайант заявляла:[6]
Несмотря на заявления об агрессивной и организованной «гомосексуальной вербовке», реальных доказательств её существования в ходе широкой общественной кампании Брайант представлено не было[7]. Тем не менее, под давлением общественности, проголосовавшей на референдуме, устроенном Брайант, 69 % — за отмену поправки и 31 % — против, в округе Дейд была аннулирована поправка о запрещении дискриминации[8]. Она была возвращена лишь 20 лет спустя в 1998 году.
Термин gay agenda впервые публично был использован в США в 1992 году, когда американская консервативная христианская группа Family Research Council[9] выпустила серию видеопрограмм под названием «The Gay Agenda», посвященную вопросам, связанным с гомосексуальностью и скрытой пропагандой[10]. В том же году другая консервативная организация Oregon Citizens Alliance использовала видео для своей кампании в рамках «Поправки номер 9 штата Орегон» (англ. «Oregon Ballot Measure 9»)[11]. Термин использовался в других видеопрограммах: The Gay Agenda in Public Education (1993), The Gay Agenda: March on Washington (1993) и Stonewall: 25 Years of Deception (1994). Серия видео программ, содержавших интервью противников прав ЛГБТ, была доступна через сеть христианских правых организаций[12]. Термин gay agenda, широко распространённый в США, связывался, в частности, с «пропагандой гомосексуализма» в школах[13][14].
В 2003 году судья Антонин Скалиа написал в своем особом мнении по делу Лоуренс против Техаса:
Мнение, высказанное Судом в ходе сегодняшнего дела, является результатом профессиональной юридической культуры, подписавшейся под так называемой гомосексуальной повесткой дня, под которой я понимаю программу, продвигаемую некоторыми гомосексуальными активистами, стремящимися к устранению морального осуждения, традиционно сопровождающего гомосексуальное поведение[15].Оригинальный текст (англ.)Today's opinion is the product of a Court, which is the product of a law-profession culture, that has largely signed on to the so-called homosexual agenda, by which I mean the agenda promoted by some homosexual activists directed at eliminating the moral opprobrium that has traditionally attached to homosexual conduct.
В 2004 году сенатор штата Оклахома Том Кобёрн, говоря о «гомосексуальном плане», подчеркнул, что представители гей-сообщества проникли во все круги власти и обладают чрезвычайным влиянием, что, по его мнению, является «самой большой угрозой нашей свободе из числа всех, с которыми мы сталкиваемся сейчас»[16].
В 2005 году директор общественной евангельской христианской организации Focus on the Family Джейс Добсон, говоря о «homosexual agenda», утверждал следующее:
Эти цели включают всеобщее признание образа жизни геев, дискредитацию [священных] писаний, которые осуждает гомосексуализм, заставить замолчать духовенство и христианские СМИ, предоставить особые привилегии и права, отмену законов, запрещающих педофилию, индоктринацию детей и будущих поколений посредством общественного образования, и обеспечение всех юридических преимуществ брака любым двум или более людям, которые утверждают, что у них есть гомосексуальные наклонности[17].Оригинальный текст (англ.)Those goals include universal acceptance of the gay lifestyle, discrediting of scriptures that condemn homosexuality, muzzling of the clergy and Christian media, granting of special privileges and rights in the law, overturning laws prohibiting pedophilia, indoctrinating children and future generations through public education, and securing all the legal benefits of marriage for any two or more people who claim to have homosexual tendencies
В 2005 году в США вышла книга «Программа работы: Гомосексуальный план изменения Америки», автором которой является американский пресвитерианский пастор, основатель и президент организации The Traditional Values Coalition (англ.)русск. Луис Шелдон (англ.)русск.. Основной идеей книги является утверждение о том, что ЛГБТ-активисты целенаправленно занимаются деятельностью по вовлечению подрастающих поколений в гомосексуальные отношения (в английском языке используется термин «гомосексуальное рекрутирование»), подрыву традиционного брака и криминализации любой публичной критики гомосексуального поведения. Кроме того, авторы книги утверждают, что Канада является примером страны, в которой «гомосексуальный план» успешно работает.[1][2]
В 2008 году американская евангелическая газета The Christian Post в публикации под заголовком «Понимание гомосексуальной повестки дня» (Understanding the Homosexual Agenda) выделила пять шагов этого «гомосексуального плана»: декриминализацию содомии, уравнивание возраста согласия для гетеросексуального и гомосексуального секса, антидискриминационные законы (например, касающиеся сексуального образования), однополые браки или партнёрства, право усыновления и воспитания детей гомосексуалами[18].
После легализации однополых браков в округе Колумбия в США в 2010 году христианская консервативная группа Family Research Council заявила на своём официальном сайте, что геи, лесбиянки и трансгендеры не успокоятся, изменив суть брака и добившись однополых браков. По мнению Family Research Council, однополые браки — это лишь один из пунктов «гомосексуального плана», который теперь будет актуализироваться и включать в себя всё больше пунктов — от проникновения в школы до легализации проституции. В статье далее говорится о том, что для ЛГБТ-сообщества это никогда не было вопросом «принятия» или «равенства», но разрушительной стратегией уничтожения семьи, невинности, общественного здравоохранения и родительского авторитета[19].
Критик сексуального просвещения Джудит Рейсман утверждает, что «гомосексуалы озабочены вербовкой мальчиков»[20]. Она произнесла концепцию «ясного средства вербовки детей» гомосексуалами в своей публичной поддержке попытки внести законодательную меру против прав гомосексуалов в Конституцию штата Орегон (en:Oregon Ballot Measure 9 (1992))[21]. В 1994 году на конференции правых христианских лидеров в Колорадо-Спрингс она заявила, что «гомосексуальная вербовка» является «громкой, отчётливой и повсеместной». Она оценивала численность гомосексуального населения в то время в 1-2 %, но предсказывала, что в результате «вербовки» «молодёжь будет перемещаться в гомосексуальную активность» до уровня не менее 20 % (и, возможно, более 30 %)[22]. Позднее концепция «гомосексуальной вербовки» стала использоваться в кампаниях против однополых браков.
В феврале 1999 года британский журнал National Liberty опубликовал статью американского телепроповедника Джерри Фалуэлла, в которой он утверждал, что персонаж шоу «Телепузики» Тинки-Винки был задуман как гей-образец для подражания[23][24]. Годом ранее интернет-журнал Salon.com назвал Тинки-Винки гей-иконой[25]. В ответ на это заявление представитель компании-владельца шоу в США «Itsy Bitsy Entertainment» Стив Райс сказал: «Его заявления я нахожу абсурдными»[24][26]. Фалуэлл же аргументировал свое заявление тем, что «в популярном шоу Великобритании, направленном на детей дошкольного возраста, он [Тинки-Винки] фиолетовый, а это — цвет гордости геев. Его антенна имеет форму треугольника, это символ — гей-прайда». Также Фалуэлл добавил: «Моделирование гомосексуального образа жизни наносит ущерб моральному здоровью детей»[24].
В 2002 году директор Бостонского университета Джон Зильбер издал указ аффилированным школам академии распустить студенческие клубы (англ. gay-straight alliance), помогавшие в борьбе с гомофобией среди учеников. Зильбер уволил руководителей клубов, поддерживавших создание клубов для гомосексуальных студентов, которые также стремились к поощрению терпимости и взаимопонимания между гетеросексуальными и гомосексуальными студентами, обвинив их в вербовке в гомосексуалисты. В то же время, штат Массачусетс активно финансирует подобные студенческие клубы в 156 школах[27].
Известный американский консервативно-христианский телепроповедник Пэт Робертсон заявил, что выступлением за превращение женщин в лесбиянок стал феминизм. Он характеризует феминизм как антисемейное политическое движение, которое поощряет женщин «убивать своих детей [делать аборты], использовать ведьмовство, уничтожать капитализм и становиться лесбиянками»[28].
В качестве доказательства существования «плана гомосексуалистов» иногда приводится текст так называемого «Манифеста гомосексуалистов» (также «гей-манифест» или «гомосексуальный манифест») (англ. Gay Manifesto) — публикации, получившей широкое распространение в Интернете. Впервые данный текст был опубликован 15 февраля 1987 года в виде эссе под названием «Гей-революция» (англ. Gay Revolutionary) под подписью Майкл Свифт (англ. Michael Swift) в одном из номеров небольшого еженедельного журнала «Новости гей-сообщества» (англ. Gay Community News).[29][30][31] Текст эссе сопровождался предварительным примечанием о том, что эссе представляет собой написанный в приступе ярости преувеличенный, доведённый до абсурда и безумия текст, являющейся жестокой фантазией о том, как угнетённый мечтает стать угнетателем.[29][30]
В 1989 году текст манифеста был перепечатан в Congressional Record, при этом сопроводительное примечание о том, что данный текст является доведённым до абсурда эссе, было опущено.[32][29][30] После этого текст манифеста с опущенным примечанием, но подаваемый как печатаемый без изменений, был массово растиражирован в сети Интернет.
Использование риторики, связанной с «планом гомосексуалистов» и «гомосексуальной вербовкой», выходит и за пределы США. В частности, благодаря выездной деятельности Скотта Лайвли по странам Восточной Европы и Африки, во время которых он встречается с политиками и религиозными деятелями и предлагает им стратегии по борьбе с гомосексуализацией общества. Например, с 2002 года Лайвли принимает участие в качестве «зарубежного эксперта» на различных антигомосексуальных конференциях в Уганде.[33]
Пиком этой деятельности стала организованная в марте 2009 года в Кампале конференция «Разоблачение плана гомосексуалистов», в которой приняли участия парламентарии, полицейские и различные бизнесмены. Основная идея конференции заключалась в утверждении о том, что ЛГБТ-сообщество целенаправленно занимается «рекрутированием» молодёжи в гомосексуальные отношения, поэтому легализация гомосексуальности автоматически означает легализацию растления несовершеннолетних.[33]
В конце 2000-х годов информация о «плане гомосексуалистов» и «гей-манифесте» появилась и на русскоязычном пространстве. Текст «манифеста гомосексуалистов» впервые был опубликован на русском языке в сентябре 2005 года в христианском журнале In Victory.[34] Позднее манифест (обычно с опущенным вводным примечанием) широко распространялся различными организациями религиозного и антигомосексуального толка. Данный текст размещён, например, и на официальном сайте украинской организации «Любовь против гомосексуализма».[35] Манифест печатался в еженедельнике «Колоколъ» от 2 июля 2010 года «Союза русского народа России».[4] В 2009 году в Перми манифест распространялся во время протестной акции «Нет культуре смерти в нашем городе», организованной церковью «Новое поколение» перед концертом Бориса Моисеева.[36]
В связи с широким обсуждением в последние годы законов против «пропаганды гомосексуализма» американские реалии стали обсуждаться и в России. В июне 2011 года представительство Русской Православной Церкви при Совете Европы опубликовало на своём официальном сайте доклад, подготовленный докторами юридических наук Игорем Понкиным, Надеждой Михалевой и Михаилом Кузнецовым «О праве на критическую оценку гомосексуализма и о законных ограничениях навязывания гомосексуализма».[37][38] В своём заключении авторы, в частности, опирались на текст «гей-манифеста» при обосновании своей позиции об экстремистском характере «идеологии гомосексуализма» и необходимости ограничения «пропаганды гомосексуализма»:
Одним из примеров экстремистского характера идеологии гомосексуализма можно указать «Гомосексуальный Манифест» некоего Майкла Свифта — квинтэссенцию ненависти и вражды к гетеросексуалам, унижения человеческого достоинства гетеросексуалов и изощренных оскорблений в их адрес, призывов к физической расправе с гетеросексуалами.— О праве на критическую оценку гомосексуализма и о законных ограничениях навязывания гомосексуализма, стр. 13.
По мнению Московской Хельсинкской группы, сутью данного доклада является наступление на права ЛГБТ с использованием гомофобной аргументации.[39]
В апреле 2012 года брошюра «Манифест гомосексуалистов: Теперь и в Молдове» распространялась в православных храмах города Бельцы с целью агитации против принятия «Закона об обеспечении равенства», включающего сексуальную ориентацию в качестве категории, по которой недопустима дискриминация.[40][41][42]
Гомосексуальный план.