22-10-2023
Города и годы | |
Жанр: | |
---|---|
Автор: | |
Язык оригинала: | |
Публикация: |
1924 |
«Города и годы» — опубликованный в 1924 году роман Константина Федина, который выдвинул его в число ведущих представителей советской литературы. Одна из первых в русской литературе попыток осмыслить опыт Первой мировой и Гражданской войн.
Содержание |
Начинающий художник Андрей Старцов (фигура отчасти автобиографическая) накануне Первой мировой войны приезжает на стажировку в Германию. Здесь он находит любовь (в лице Мари Урбах) и друга (в лице художника Курта Вана). За сердце Мари с ним соперничает кадровый немецкий офицер из аристократического рода маркграфов фон Шенау — сторонник идеи о мировом господстве Германии.
После начала русско-немецкой войны Старцова интернируют в захолустный Бишофсберг, а его дружба с Куртом Ваном даёт трещину. Мятущийся герой начинает ощущать себя «соринкой среди громадных масс двигавшихся машиноподобно неизбежностей». По возвращении на родину Старцов узнаёт, что Курт Ван забросил искусство и «перековался» в железобетонного большевика.
Цельные, решительные фигуры вроде Курта Вана и маркграфа фон Шенау вытесняют неприкаянного интеллигента из центра русской жизни на периферию. Старцов пытается начать жизнь заново в провинциальном городе Семидоле. Однако свойственные ему христианские ценности (например, сострадание к ближнему) приходят в противоречие с революционной действительностью.
Когда Старцов из жалости отпускает попавшего к нему в руки фон Шенау, революционный трибунал приговаривает интеллигента к расстрелу, причём приговор приводит в исполнение сам Курт Ван.
Роман Федина породил дискуссию о судьбе колеблющейся интеллигенции в новом советском государстве. Нежизнеспособность Старцова объясняли тем, что это человек прошлого столетия, герой классического русского романа, не успевший сойти со сцены. Один из комиссаров в кожаных куртках прямо заявляет ему: «Это вы… Старцовы — крутитесь в вечно мнимой принципиальности, вы хотите примирить идеальное с действительным. Мы знаем, что примирить нельзя, можно только подчинить».
Действие книги поделено между Россией и Германией до и после революции. «Смятённая» композиция романа (по форме своей авантюрного) получила высокую оценку эмигрантских рецензентов, таких, как В. Ходасевич и Д. Мирский. Автор писал Максиму Горькому: «Я попробовал в этом романе сдвинуть пласты общественного материала механикой авантюрно-романического сюжета».
Города и годы.