16-10-2023
Готовый бизнес – устоявшееся понятие, используемое в контексте купли-продажи бизнеса, и подразумевает действующий объект бизнеса, выставленный на продажу. Готовый бизнес – это сумма материальных и нематериальных активов бизнеса объединенных функционирующими бизнес-процессами (система поставок и сбыта, клиентская база, обученный и закрепленный на предприятие персонал, ноу-хау, технологии, патенты, бренд, средства индивидуализации предприятия, рекламная концепция) выставленные на продажу на открытом рынке. Специалист, сопровождающий сделки купли-продажи готового бизнеса – бизнес-брокер. Понятие «Готовый бизнес» смежно с рынком слияний и поглощений (M&A). Принято считать, что рынок готового бизнеса это купля-продажа бизнеса до 1 млн долларов США, сделки по купле-продаже бизнеса стоимостью дороже 1 млн долларов принято относить к сделкам слияния и поглощения (M&A)[1]. Альтернативой покупки готового бизнеса является открытие собственного предприятия или приобретение франшизы.
Основным документом, регламентирующим порядок обращения объектов готового бизнеса является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Часть 2, П. 8, Продажа предприятия, Статья 559. Договор продажи предприятия. [2]
В Петербурге в 2013 году компаниями по продаже готового бизнеса было совершено около 2 тыс. сделок купли-продажи бизнеса, что составляет 25-30% от общего количества на этой территории. Более всего на рынке готового бизнеса на продажу выставлено объектов торговли (торговые точки), данные 2014 г. 25% сопровождаемых бизнес-брокерами сделок купли-продажи готового бизнеса приходятся на магазины, ларьки, палатки разного профиля. Спрос на рынке готового бизнеса можно оценить как перманентно неудовлетворенный.[2]
На рынке готового бизнеса спрос превышает предложение.
С ростом рынка купли продажи готового бизнеса происходит увеличение числа случаев мошенничества. Лидирующей мошеннической схемой на рынке готового бизнеса является: злонамеренное представление недействующего бизнеса как действующего. А именно: злоумышленники переоформляют на себя «мертвое» предприятие, искусственно раздувают финансовые показатели бизнеса, фальсифицируют документы управленческого контроля, приглашают псевдоклиентов в день визита потенциального покупателя. Данные объекты существуют за пределами брокерских компаний, так как любой брокер вычислит «псевдобизнес» и не возьмет его в продажу.[4]
В 2015 году эксперты ожидают рост количества таких мошеннических предприятий.
Основными рисками готового бизнеса являются:
Максим Новицкий. Покупка готового бизнеса. — Ростов н/Д.: Феникс, 2014. — 160 с. — ISBN 978-5-222-22044-3.
Готовый бизнес.