Lt304888.ru

Туристические услуги

Графиня (пароход)

22-06-2023

Перейти к: навигация, поиск
Графиня/Иосиф Сталин
Флаг Российская империя Российская империя
РСФСР РСФСР
СССР СССР
Название Графиня
Класс и тип судна грузопассажирский пароход
Район плавания Волжский бассейн
Порт приписки Нижний Новгород/Горькй
Владелец «Пароходное общество „По Волге“»/ГП Волжское грузопассажирское речное пароходство
Изготовитель Акционерное общество «Сормово»
Спущен на воду 1909
Выведен из состава флота 27.08.1942
Статус сгорел после обстрела
Основные характеристики
Длина 87,54 м[1]
Ширина 17,39 м[1]
Высота борта 3,36 м[1]
Осадка 0,98 м[1] (порожний)
1,78 м[1] (в грузу)
Двигатели паровая машина тройного расширения[1]
Мощность 1200[1]
Движитель 2 гребных колеса[1]
Экипаж 34 человека[1]
Пассажировместимость 350 человек[1]:
I класс: 32
II класс: 50
III и VI класс: 268
Регистровый тоннаж 400 тонн[1]

Графиня - российский и советский грузопассажирский пароход со стальным корпусом тип «Графъ». С 1930 года «Иосиф Сталин». Погиб в ночь с 26 на 27 августа 1942 года при эвакуации мирного населения из Сталинграда.

История судна

Внешние изображения
Пароход «Иосиф Сталин»

Пароход «Графиня» был первым в серии судов, построенных по образцу парохода «Граф». Заказ был размещён в 1908 году[2], в 1909 году в Сормово был построен пароход «Графиня». В серию входили[3]: «Граф» (1904), «Графиня» (1909), «Гражданин» (1910), «Баян» (1912) и «Витязь» (1912). В сентябре 1918 года суда были переименованы[3]: «Граф» в «Усиевич», «Графиня» в «Иосиф Сталин», «Гражданин» в «Полководец Суворов», «Баян» в «Михаил Калинин», «Витязь» в «III Интернационал», а затем в «Волга» (июль 1957).

Пароход «Графиня» эксплуатировался компанией «Пароходное общество „По Волге“» и был окрашен в традиционные для этой компании цвета: корпус и труба были черными, надстройка белая, а на кожухе гребного колеса над названием судна размещалась золоченая шестиконечная звезда в белом круге. Так же «Графиня» имела пароходный свисток издававший присущий только судам компании «По Волге» звук, который отличались от судов других компаний более высоким и резким тоном[4]. «Графиня», наравне с «Баяном», считалась одним из самых роскошных волжских пароходов.

В 1913 году с пароходом «Графиня» произошло происшествие. 2 сентября (20 августа) пароход следовал в Казань. На Верхне-Лабышкинском перекате «Графиня» была отжата большим плотом-однорядком, который буксировался двумя буксирами, на песчаную отмель. Самостоятельно пароход сняться с мели не смог. Проходящий мимо пароход «Карамыш», в течении получаса пытался снять «Графиню» с мели, но безуспешно. После этого пароходы «Аввакум» и «Александр» так же пытались снять «Графиню» с мели, но в результате они были вынуждены забрать пассажиров и уйти в Казань. И только в 10 часов вечера казённое судно «Екатерина» смогло освободить «Графиню»[5]. А "Графиня" была снята с мели только в 10 часов вечера подошедшим казенным пароходом

В 1918 году во время Гражданской войны пароход «Графиня» сгорел в районе Царицына. Судно зимовало в Царицинском затоне однажды загорелось одновременно с пароходом «Самара». Огонь охватил надстройки обоих судов, выполненные из дерева, и грозил перекинуться на другие суда зимовавшие в затоне. Благодаря активным действиям пажарно-спасательного парохода «Гаситель» полного выгорания затона удалось избежать[6].

В 1930 году пароход был восстановлен и переименован[7]. В 1938 году капитаном парохода «Иосиф Сталин» становится Иван Семёнович Рачков.

Сталинградская битва

К 26 августа по левому берегу Волги на против Сталинграда на якорях стояли все крупные грузопассажирские и пассажирские суда, которые были застигнуты в городе неожиданным прорывам немецких танков к волге севернее Сталинграда. На рейде были:«Парижская коммуна», «Михаил Калинин», «Иосиф Сталин», «Чичерин», «Клим Ворошилов», «Таджикия». Движение в низ по Волге, в сторону Астрахани, было ограничено в виду минной опасности[8]. Фарватер выше Сталинграда простреливался с берега частями XIV танкового корпуса Витерсгейма. Сам Сталинграда и портовая инфраструктура подвергалась неоднократным бомбардировкам. 23 августа у входа в Сталинградский затон был уничтожен (сгорел) пароход «Красноармеец»[9]. В этих условиях суда неподвижно стоящие на рейде подвергались большой опасности и, что было особенно важно в условиях военного времени, они простаивали не принося пользы.

Пароход «Иосиф Сталин» был вооружён зенитной пушкой и крупнокалиберными пулемётами. Командиром расчёта был лейтенант Ягодкин[9]. 23 августа «Иосиф Сталин» принял пассажиров: это были семьи работников НКВД[9], в основном, женщины и дети. Однако уйти в этот день он не смог. Днём 24 августа артиллерийским огнём с берега и бомбардировкой с воздуха было потоплено пассажирское судно «Композитор Бородин», на котором находилось 700 человек. Погибло около 400 человек. Нарком речного флота Зосима Алексеевич Шашков закрыл навигацию в районе Сталинграда.

В Сталинграде было проведено совещание представителей наркомата Речного флота, Нижневолжского пароходства и командования Сталинградского фронта, на котором было принято решение о прорыве судов в сторону Куйбышева. Пробный прорыв совершил теплоход «Таджикия»[6]. Несмотря на обстрел в районе Акатовки и авианалёт, судно прорвалось и капитан доложил из Камышина, что опасная зона проходима. После этого сообщения нарком речного флота принял решение об отправке пассажирских судов.

Дополнительная погрузка мирного населения на борт «Иосифа Сталина» проходила на пристани у завода «Красный Октябрь» с утра 26 августа. Всего было принято на борт около 1200 человек[10].

Гибель судна

В ночь на 27 августа пароход направился в Куйбышев совместно с пароходом «Михаил Калинин» и теплоходом «Парижская Коммуна». «Иосиф Сталин» шёл замыкающим в колонне, когда в районе Акатовка — Ры́нок караван подвергся обстрелу с оккупированного (западного) берега Волги. При появлении судов противник запустил осветительную ракету и с помощью громкоговорителей на русском языке приказал стать на якорь [11]: «Русский пароходы, сдавайсь. Не будешь — будем стрелять пушка»[12].

Суда сбросили ход и начали маневрирование. «Парижская коммуна», имитируя выполнение приказа, приблизилась вплотную к правому берегу, который заканчивался высоким обрывом, и, дав полный ход, попыталась проскочить опасный участок. Под обрывом образовалась мёртвая зона, по которой прошла «Парижская Коммуна», а за ней «Михаил Калинин». В это время немцы стали выдвигать к обрыву орудия. Несмотря на манёвр, пароходы не смогли выйти из-под обстрела, и на обоих судах были попадания, вызвавшие пожары, которые были потушены силами команд[13].

Внешние изображения
Пароход «Михаил Калинин»

К моменту прохождения участка «Иосифом Сталиным» орудия были выдвинуты максимально вперёд и мёртвой зоны уже не было. Капитан Иван Семёнович Рачков принял решение не приближаться к берегу, а полным ходом проскочить зону поражения. Траектория судна проходила в 200 метрах от орудий, и противник без проблем расстреливал корабль. Первым было попадание во второй дек правого борта после, чего пассажиры бросились на безопасный левый борт[9]. В результате сместилась центровка и пароход накренился, обнажая нижнюю часть обшивки, за которой находилось машинное отделение. На пароходе вспыхнул пожар, усугублённый большим количеством деревянных надстроек. Один из снарядов попал в машинное отделение и вывел из строя пожарное оборудование. Другой снаряд повредил привод руля.

Пароход потерял ход и стал дрейфовать вниз по течению. Многие пассажиры и члены команды погибли во время пожара и от артиллерийского обстрела. Оставшиеся в живых стали бросаться за борт. Капитан И. С. Рачков управлял судном и руководил спасательными работами, находясь в рулевой рубке. Иван Семёнович решил посадить пароход на песчаный осерёдок «Ахтубинский»[6], чтобы пассажиры и команда могли спастись на отмели. Один из снарядов попал в рубку, и Иван Семёнович был смертельно ранен. Первый штурман А. Г. Строганов[14] (старший помощник) довёл судно до осерёдка, что дало возможность спастись части людей. Сам старпом вскоре был ранен осколком в голову[14] и погиб вместе с судном[6]. Судно затонуло на малой глубине, и над поверхностью Волги осталась мачта с красным флагом[15]. Капитан Иван Семёнович Рачков оставался на своём посту и руководил спасением судна, пассажиров и перевозимых грузов до самой смерти. Члены экипажа привязали тело капитана И. С. Рачкова к дивану-скамейке и спустили в воду. Позже тело было подобрано на переправе[7].

На помощь горящему судну и людям выбравшимся на осерёдок был отправлен баркас «Наблюдатель»[6] под командованием капитана И. И. Исакова[14], который спас несколько десятков человек. Большинство из спасённых имели ожоги и ранения. Всего с парохода «Иосиф Сталин» спаслось около 200 человек[10].

Поэт Виталий Иванович Бирюков, житель села Заплавное вспоминал:

У нас в селе было развернуто несколько госпиталей. Мы, мальчишки, насмотрелись страданий людских. А тут еще хуже: в конце августа к наплавному мосту начало один за другим прибивать утопленников. Их вылавливали баграми и отвозили к сельсовету. Оказалось – это пассажиры со «Сталина»

[9]

Расследование

После трагедии проводилось расследование, опрашивались оставшиеся в живых члены экипажа[9]. Объяснительные сопровождались характеристикой политотдела пароходства на каждого из опрошенных. В результате расследования было признано, что что экипаж парохода «Иосиф Сталин» вел себя героически и сделал всё необходимое в сложившейся ситуации.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1943 года Иван Семёнович Рачков посмертно награждён орденом Ленина.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Характеристики даны по однотипному пароходу «Графъ»
  2. Пароход Графиня. Пассажирские пароходы Пароходного Общества «По Волге». Речная старина. Проверено 26 февраля 2015.
  3. ↑ Тип Графъ. Водный транспорт. Проверено 26 февраля 2015.
  4. Самара.Волжские пароходы. Старая Самара.ру. Проверено 26 февраля 2015.
  5. Газеты «Казанский Телеграф» и «Камско-Волжская Речь» от 5 сентября (23 августа) 1913 года. Казанские старости. Эхо Москвы в Казани (05.09.2013). Проверено 26 февраля 2015.
  6. ↑ Три жизни парохода «Гаситель». Материалы из газет, журналов и книг. Речная старина. Проверено 26 февраля 2015.
  7. ↑ А Сергей Абрамов - это кто? Да вот же, Вик, пароход!. Проверено 19 февраля 2015.
  8. Немецкая авиация интенсивно минировала фарватер для прекращения поставок нефти и других грузов с Каспия в центральную часть страны
  9. ↑ Хороший пароход. Материалы из газет, журналов и книг. Речная старина. Проверено 26 февраля 2015.
  10. ↑ Прорыв германских войск к Волге и оборонительные бои на ближних подступах к Сталинграду (19-31.08.1942). Сталинградская битва. Проверено 26 февраля 2015.
  11. Лепендин Аркадий Павлович, командир СУ-85. Воспоминания - Самоходчики. Я помню. Проверено 19 февраля 2015.
  12. Морская гвардия Сталинграда
  13. Оба судна пережили войну и эксплуатировались на Волге до 1980-х годов.
  14. ↑ Попытки судов прорваться из Сталинграда вверх по Волге. Речная старина. Проверено 26 февраля 2015.
  15. (O) Возможное место гибели парохода «Иосиф Сталин». Сейчас на этом месте находится Волгоградское водохранилище.


Графиня (пароход).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01