22-06-2023
Дэвид Уорк Гриффит | |
David Llewelyn Wark Griffith | |
Дэвид Гриффит (1916) |
|
Имя при рождении: |
David Llewelyn Wark Griffith |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Профессия: | |
Карьера: | |
Направление: | |
Награды: |
«Оскар» (1936) |
IMDb: |
ID 0000428 |
Дэвид Уорк Гриффит на Викискладе |
Дэ́вид Лью́элин Уорк Гри́ффит (англ. David Llewelyn Wark Griffith; 22 января 1875, Крествуд, штат Кентукки — 23 июля 1948) — американский кинорежиссёр, актёр, сценарист, продюсер, с творчества которого часто отсчитывают историю кино как особого вида искусства.
Дэвид Уорк Гриффит родился в Крествуде, близ Ла-Гранжа (округ Олдэм, штат Кентукки) 22 января 1875 года. Семья Гриффитов была валлийского происхождения, изначально жила зажиточно, но отец Гриффита во время гражданской войны встал на сторону Юга и стал полковником армии конфедератов. После поражения Юга семья Гриффит была разорена, и им пришлось жить на жалованье старшей дочери Мэтти, учительницы[1].
До кино Гриффит перепробовал много профессий. Он был редактором маленькой газетки в своём городе, затем в «Луисвилльском курьере», чернорабочим, металлургом, служащим, библиотекарем, лифтёром, «мальчиком» при площадке для игры в гольф, пожарным. К 20 годам он стал мелким актёром в труппах, совершающих турне по провинциям. Гриффит мечтал стать писателем и весь свой досуг употреблял на сочинение поэм, рассказов и даже пьес. Некоторые из его новелл и стихов были опубликованы в популярных журналах. Его пьеса «Глупец и девушка» две недели шла в Вашингтоне и Филадельфии в октябре 1907 года.
Весной 1907 года Дэвиду Гриффиту посоветовали обратиться в киностудии. Гриффит и его жена получили приглашения не только от «Байографа», но и от «киностудии Эдисона». Так, для компании «Эдисон» Гриффит вместе с Эдвином С. Портером снял фильм «Спасенный из орлиного гнезда», где сам сыграл роль пылкого горца, вырывающего ребенка из когтей хищника[1].
Осенью того же 1907 года Гриффит играл главную роль в фильме-погоне «Снежное чучело». В это время Гриффит начал писать сценарии. Одной из его первых работ был сценарий по мелодраме Викторьена Сарду «Тоска». Он предложил её Портеру, но, получив отказ, передал компании Эдисона[1].
«Байограф» ставит фильм по сценарию Гриффита «Старый ростовщик Исаак». В начале июня 1908 года Гриффит начал на Саунд Бич в Нью-Джерси съёмку своего первого фильмa «Приключения Долли».
17 августа 1908 года Гриффит был приглашен «Байографом» в качестве главного режиссёра с окладом в 50 долларов в неделю. Он подписал годовой контракт, по которому, согласно обычаю того времени, получал проценты с продажи поставленных им фильмов, и начал выпускать по два фильма в неделю с участием Флоренс Лоуренс.
Монтаж в целом существовал уже в первые годы кинематографа. Монтажеры просто обрезали и склеивали куски пленки. Д. У. Гриффит открыл монтаж как творческий процесс. Крупные, дальние, средние планы, съёмка движения, резкие наплывы — все это заслуга отца кинематографа.
Гриффит сделал для «Юнайтед артист» ещё один фильм, «Борьба», который был снят с экранов после первых же демонстраций. Великого режиссёра обогнало время и то искусство, которое во многом благодаря ему утвердилось и развилось в Соединенных Штатах. Ему пришлось следовать новым веяниям в кино, коммерциализировать свой талант, подстроиться к Голливуду, но он был для этого приспособлен куда меньше, чем, например, Сесиль Блуант де Милль. Ему давали крупные средства, но он не смог использовать своих шансов. Голливуд не простил ему убытков. Его безжалостно выгоняли отовсюду.
В 1935, на закате творческой карьеры, Гриффиту присужден почётный «Оскар» за «вклад в развитие искусства кино». Считается, что он ввел в кинематограф систему культуры, определившую формирование всей дальнейшей киноиндустрии.
После «Нетерпимости» Голливуд перестал надеяться на успех Гриффита и кинопродюсеры того времени забыли о нём впредь до самой его смерти, последовавшей 23 июля 1948 года от кровоизлияния в мозг в меблированных комнатах голливудского отеля «Никербокер». До самых последних дней у него хватало денег на вполне сносную жизнь, но в течение пятнадцати лет он страдал от потери статуса «Короля кино».
В практике американского кино введённые Гриффитом приёмы монтажа получили специальное название: параллельный монтаж (англ. cross-cut), перекрёстный монтаж (англ. cut back или англ. flash back), короткий монтаж (англ. switch back)[1].
По Гриффиту: параллельное действие — действие, которое проходит в нескольких планах одновременно.
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1908 | ф | Спасенный из орлиного гнезда | Rescued from an Eagle's Nest | актёр |
1908 | ф | Старый ростовщик Исаак | Old Isaacs, the Pawnbroker | сценарист, актёр |
1908 | ф | Приключения Долли | The Adventures of Dollie | режиссёр |
1908 | ф | Из любви к золоту | For Love of Gold | режиссёр |
1908 | ф | Много лет спустя | After Many Years | режиссёр |
1908 | ф | Неблагодарная | Оригинальное название неизвестно | режиссёр |
1908 | ф | Путь женщины | A Woman’s Way | режиссёр |
1908 | ф | Дьявол | The Devil | режиссёр |
1908 | ф | Отец входит в игру | Father Gets in the Game | режиссёр |
1909 | ф | Спекуляция пшеницей | A Corner in Wheat | режиссёр, сценарист |
1909 | ф | Авантюра леди Хелен | Lady Helen’s Escapade | режиссёр |
1909 | ф | Скрипичный мастер из Кремоны | The Violin Maker of Cremona | режиссёр |
1909 | ф | Одинокая вилла | The Lonely Villa | режиссёр |
1909 | ф | Эдгар Аллан По | Edgar Allan Poe | режиссёр |
1909 | ф | Нить судьбы | The Cord of Life | режиссёр |
1909 | ф | В маленькой Италии | In Little Italy | режиссёр |
1909 | ф | Ловушка для Санта-Клауса | A Trap for Santa Claus | режиссёр |
1909 | ф | Испытание | The Test | режиссёр |
1909 | ф | Открытые ворота | The Open Gate | режиссёр |
1909 | ф | Полночное приключение | A Midnight Adventure | режиссёр |
1909 | ф | Сладкая месть | A Sweet Revenge | режиссёр |
1909 | ф | Две женщины и мужчина | Two Women and a Man | режиссёр |
1909 | ф | Реставрация | The Restoration | режиссёр |
1909 | ф | Маленький учитель | The Little Teacher | режиссёр |
1909 | ф | Пробуждение | The Awakening | режиссёр |
1909 | ф | Разыскивается, ребенок | Wanted, a Child | режиссёр |
1909 | ф | Кожаные чулки | Leather Stocking | режиссёр |
1909 | ф | Детский друг | The Children’s Friend | режиссёр |
1909 | ф | Мельница богов | The Mills of the Gods | режиссёр |
1909 | ф | Ах, дядя! | Oh, Uncle! | режиссёр |
1909 | ф | Седьмой день | The Seventh Day | режиссёр |
1909 | ф | Друг семьи | The Friend of the Family | режиссёр |
1909 | ф | Заговор кардинала | The Cardinal’s Conspiracy | режиссёр |
1909 | ф | Послание | The Message | режиссёр |
1909 | ф | Ожерелье | The Necklace | режиссёр |
1909 | ф | Воскресение | Résurrection | режиссёр |
1909 | ф | Путь человека | The Way of Man | режиссёр |
1909 | ф | Новая шутка | A New Trick | режиссёр |
1909 | ф | Клуб самоубийц | The Suicide Club | режиссёр |
1909 | ф | Удачливый Джим | Lucky Jim | режиссёр |
1909 | ф | Путь к сердцу | The Road to the Heart | режиссёр |
1909 | ф | Джонс и его новые соседи | Jones and His New Neighbors | режиссёр |
1909 | ф | Обман | The Deception | режиссёр |
1909 | ф | Голос скрипки | The Voice of the Violin | режиссёр |
1909 | ф | Деревянная нога | The Wooden Leg | режиссёр |
1909 | ф | Мать его жены | His Wife’s Mother | режиссёр |
1909 | ф | На алтаре | At the Altar | режиссёр |
1909 | ф | Жертвоприношение | The Sacrifice | режиссёр |
1909 | ф | Мама | Mamma | режиссёр |
1910 | ф | Рамона | Ramona | режиссёр, сценарист |
1910 | ф | Серьёзные шестнадцатилетние | Serious Sixteen | режиссёр |
1910 | ф | Белые розы | White Roses | режиссёр |
1910 | ф | Урок | The Lesson | режиссёр |
1910 | ф | Официант № 5 | Waiter No. 5 | режиссёр |
1910 | ф | Трагичное лето | A Summer Tragedy | режиссёр |
1910 | ф | Маленькие ангелы удачи | Little Angels of Luck | режиссёр |
1910 | ф | Дело о яйце | The Affair of an Egg | режиссёр |
1910 | ф | Неожиданная помощь | Unexpected Help | режиссёр |
1910 | ф | Лицо в окне | The Face at the Window | режиссёр |
1910 | ф | Жертва ревности | A Victim of Jealousy | режиссёр |
1910 | ф | Ребенок из гетто | A Child of the Ghetto | режиссёр |
1910 | ф | Два брата | The Two Brothers | режиссёр |
1910 | ф | Его последний доллар | His Last Dollar | режиссёр |
1910 | ф | Курильщик | The Smoker | режиссёр |
1910 | ф | Человек | The Man | режиссёр |
1910 | ф | Всё из-за молока | All on Account of the Milk | режиссёр |
1911 | ф | Телеграфистка из Лоундэйла | The Lonedale Operator | режиссёр |
1911 | ф | Битва | The Battle | режиссёр |
1912 | ф | Мушкетёры аллеи Пиг | Musketeers of Pig alley | режиссёр |
1912 | ф | Нью-йоркская шляпка | The New York Hat | режиссёр |
1914 | ф | Рождение нации | The Birth of a Nation | режиссёр |
1916 | ф | Нетерпимость | Intolerance: Love's Struggle Throughout the Ages | режиссёр |
1918 | ф | Величайшая вещь в жизни | The Greatest Thing in Life | режиссёр |
1919 | ф | Верное сердце Сюзи | True Heart Susie | режиссёр |
1919 | ф | Сломанные побеги | Broken Blossoms | режиссёр |
1920 | ф | Цветок любви | The Love Flower | режиссёр |
1921 | ф | Улица грёз | Dream Street | режиссёр |
1924 | ф | Америка | America | режиссёр |
1928 | ф | Битва полов | The Battle of the Sexes | режиссёр |
1930 | ф | Авраам Линкольн | Abraham Lincoln | режиссёр |
1931 | ф | Борьба | The Struggle | режиссёр |
|
Гриффит, Дэвид Уорк.