23-04-2023
Хазары гулямы на службе у халифов — Тюрки гулямы — постоянная конная гвардия, входила в военный институт Аббасидов, и являлось одними из самых лояльных, преданных и боеспособных воинских подразделений арабских халифатов. Они также входили в другую арабскую военную систему — wala («клиентела, патронат»).
Содержание |
Гулям — gulam (мн.ч. gilman), «юноша, слуга, раб», восходит к иранской (согдийской) традиции, такой как cakar — «слуга, подмастерье, прислуга» и относился к институту личной гвардии, известной в Иране задолго до появления института гулямов у халифов (есть другое мнение М.Гордон). Многие известные историки склоняются к мнению, что преимущественно сасанидские отряды всадников, служившие арабам, привнесли в ранне-мусульманские военные структуры институт личных слуг, именуемые как гулям и мамлюк. Под названием «гулям» в халифате не всегда обозначался несвободный человек — воин, гулямы очень часто после покупки отпускались на волю и включались в другую военную систему клиентелы — wala. Другая интерпретация слова «гулям» — личная, рабская преданность господину, нечто вроде вассальной, «политической зависимости». Конечно, большинство гулямов попадали в исламский мир рабами, из тюркской Евразии, но были и другие, такие как выдающийся военно-политический деятель халифата ферганец ал-Афшина. Такими свободными гулямами, из воинов профессионалов Трансоксании, входившей в Иран, и Центральной Азии, также наравне с невольниками из тюркской Евразии формировался институт личной гвардии халифов и «иностранный легион».
Изначально тюрки гулямы стали являться определённой военно-политической силой и участвовать во внутренних и внешних делах халифата. Были вовлечены в междоусобную борьбу сыновей халифа Харуна ар-Рашида. И сыграли неоднозначную роль во всей истории империи. Первый из халифов собравшим вокруг себя тюрок гулямов, был халиф аль-Ма’мун (прав. 813—833 гг.) во времена борьбы со своим братом аль-Амином (прав.809—813 гг.) за власть в государстве. Затем его брат ал-Му’тасин (прав. 833—842 гг.) создал из тюрков гулямов личную гвардию численностью в четыре тысячи воинов. Гулямы не должны были входить в ни какие социальные контакты с местным населением, особенно при халифе ал-Ма’тусине. Местное население недолюбливало их, им приходилось селиться в отдельных, построенных только для них поселках. Эти наделы разделялись по этнической принадлежности отрядов гулямов. Женились гулямы на рабынях специально привезенных для них халифами.
Источники о гулямах хазарского происхождения очень фрагментарны. Есть сведения, что в халифской армии присутствовало хазарское войско (осада Амида 767 г). Также есть исторические данные об участии хазар гулямов в восстании рабов в Харране. Имеются упоминания о хазарских гулямах в связи с их участием в битве с повстанцами-карматами около ал-Кадисийи в 906 г.: «они оставались (хазары) непоколебимы и сражались до смерти, нанося огромные потери карматам».
Институт гулямов разделялся на разные этнические группировки, тюркская, магрибская, иранская и т. д. Также существовала группа под названием шакиры — cakar (наемники), которая имела особую этническую базу, и применялась халифами для контроля и сдерживания тюркских групп. Хазары входили в тюркскую группировку на ровне с тюрками ферганцами, огузами, карлуками и тогуз-огузами. Хазарские гулямы играли видную роль в политике халифата. Не совсем ясно были эти гулямы этнически хазарами или просто были тюрками привезеными с территории хазарии в Халифат, но их имена были связаны с нисбой ал-Хазари («хазарин») или ат-Турки («тюрок»). 'Абд ал-Карим ас-Сам’ани, называя имена нескольких знатных мусульман указывает на их хазарское происхождение. Все имена не тюркские, что подтверждает насколько хорошо тюрки — хазары адаптировались в арабской среде. Есть также сведения и о других хазарах гулямах:
После ослабления Хазарского каганата, после серии рейдов руси, влияние хазарских гулямов на службе у халифов завершилось. Старая тюркско-хазарская элита и её наследники не являлись более в числе влиятельных лиц Халифата. Их место заняли новые группы тюрок, попавшие в Халифат из Ирана в середине X в. с помощью дайламитов (дейлемитов).
Есть упоминания у мусульманских историков о хазарских воинах-профессионалах и в византийской армии. Когда о них пишут византийские историки, этих гулямов связывают с личным гвардейским войском правителя. Ибн Руста утверждает, что на службе у Византии находились 10 000 гулямов — хазар и тюрков, он также отмечает присутствие хазарских лучников. У Льва VI (прав. 886—912 гг.) была личная гвардия из воинов-хазар, и эта гвардия воевала (894 г.) в составе византийских войск в битве с болгарским царем Симеоном (прав. 893—927 гг.). Во времена Константина VII Багрянородного (прав. 945—959 гг.), описывается некий смелый и отчаянный хазарин Тузник, командир хазарской гвардии (ra’is al-Khazariyya).
Подобная структура как минимум с сер. IX века также существовала и в Хазарском каганате, это было постоянное конное войско из хорезмийских иммигрантов-мусульман Ал-ларисия. Свою службу они несли по взаимному соглашению, и никогда не сливались с остальной хазарской армией. В то же время в каганате находились наёмные дружины славян и русов. Общая структура наемных войск в хазарии мало чем отличалась от структуры института гулямов у халифов.
Большинство рабов тюрок поступала из Багдада, а также из Итиля (печенеги, огузы и т. д.). Есть сведения о ввозе славян и фино-угров из Хазарии. Однако некоторое количество тюрок-гулямов, о которых нам известно, и которые играли видную роль в политике халифов, были связаны с Хазарским государством. Как эти хазарские воины попали на службу к Аббасидам не совсем ясно, хотя долгие арабо-хазарские военные конфликты за контроль над Кавказом давали этому возможность. Известно, что пополнение хазарскими гулямами шло из Хорезма и Дербента, являвшимися в то время основными рынками для покупки хазарских рабов. Но опять же были эти рабы этническими хазарами пока до конца не ясно. Другое пополнение гвардии тюркскими воинами были дети гулямов, которых принимали на службу по просьбе их отцов.
Гулямы хазарского происхождения.