23-10-2023
Алексей Гусев | |
На премьере фильма «Список кораблей» (Санкт-Петербургский Дом Кино, 2008) |
|
Дата рождения: |
11 сентября 1977 (37 лет) |
---|---|
Место рождения: | |
Гражданство: |
Алексей Викторович Гусев (род. 11 сентября 1977, Ленинград) — российский кино- и театральный критик, киновед, педагог и режиссёр.
В «Новейшая история отечественного кино. 1986—2000». С 2003 по 2006 год — заместитель главного редактора журнала «Сеанс». Публиковался в журналах «Петербургский книжный вестник», «Сеанс»[2], «Киноведческие записки»[3], «Город 812"[4], «Театральный Петербург», «Вещь.doc», газетах «Империя драмы»[5] и «Хроника», в интернет-изданиях Colta.ru, Фонтанка.ру и др. Автор комментариев ко второму изданию книги А. С. Кончаловского «Низкие истины» (2006)[6].
С 2008 года Алексей Гусев ведёт киноведческую мастерскую в СПбГУКиТ. Выпуск первой мастерской, состоявшийся в 2013 году, ознаменовался публикацией сразу трёх дипломных работ в журнале «Киноведческие записки» со вступительной статьёй А. Гусева о принципах преподавания истории и теории кино[7]. С 2010 по 2014 год преподавал историю кино в Кабардино-Балкарском университете студентам режиссёрской мастерской Александра Сокурова[8] [9].
С 2012 года Алексей Гусев — член ФИПРЕССИ[10]. Участвовал в работе жюри ФИПРЕССИ на 34-ом Московском Мкф. (2012), 9-ом Мкф. в Мишкольце (2012), 57-ом Мкф. в Вальядолиде (2012), 15-ом Мкф. в Братиславе (2013), 16-ом Мкф. документальных фильмов в Салониках (2014) и 65-ом Берлинском Мкф. (2015). В марте 2015 года стал преемником Андрея Плахова на посту координатора Российской секции ФИПРЕССИ и представлял Россию на Генеральной ассамблее ФИПРЕССИ в Бари.
Алексей Гусев получил известность в Петербурге благодаря нескольким курсам публичных лекций по истории кино: «Кинематограф фашистской Италии» (2012)[11], «Спасение по правилам: Религиозные мотивы в жанровом кино» (2010-12)[12], «Раз в жизни: Режиссёрские опыты киноактёров» (2012-13)[13], «Невиданное кино» (2013-15)[14], «Введение в историю кино» (2013)[15], «Кассовые кинохиты 1920-30-х годов» (2013-15)[16], «Фотография в кино» (2014)[17], «Столетние юбилеи былых звёзд» (2014-15)[18]. За цикл «Спасение по правилам» в 2013 году получил диплом Гильдии киноведов и кинокритиков в номинации «Sine charta»[19].
С 2012 года ведёт авторскую программу «Фабрика Люмьер» на радиостанции Нева ФМ, за которую получил приз «Золотое перо» в номинации «арт-критика» (2013)[20].
Сразу после поступления в СПбГУ Гусев был принят в университетскую Театр-студию, где осуществил свои первые режиссёрские опыты и вскоре возглавил т. н. «движение независимых», противопоставлявшее свои новаторские художественные искания более академичному стилю, исповедуемому художественным руководителем студии Вадимом Голиковым и педагогами[21].
Спор становился всё жарче и через час перешёл во взаимный крик: режиссёр маститый и режиссёр, ещё только «начинающий начинать», громогласно отстаивали друг перед другом свои эстетические принципы <...>. Разойдясь по разным углам студийного ринга, мы выпили корвалол: я — в первый раз в жизни, Вадим Сергеевич — вероятно, в тысячный, — но из одного флакона.
В период с 1994 по 2004 год Гусев поставил на сцене Театра-студии СПбГУ несколько десятков работ, в т. ч. «Надгробие Комати» Юкио Мисимы (1996), «Голодные» Уильяма Сарояна (1999), «Последнее искушение Марии» по радиопьесе Финна Хавреволла «Ласточки летают низко» (2001), а также несколько спектаклей-циклов по произведениям Даниила Хармса. Играл роль Треплева в спектакле Вадима Голикова «Искусство требует жертв?!.» (1996) и Орфея в «независимой» постановке «Эвридики» Жана Ануя в дуэте с Еленой Калининой.
В 1997 году основал театр «СатурН», где осуществлял разработанный им метод т. н. «символического натурализма» (или «супранатурализма» — термин позаимствован из романа Ж.-К. Гюисманса «Там, внизу»), который и послужил причиной своеобразного написания названия театра[22]. Среди постановок: «Respondez!, или Годы ложных движений» (1997), «Я не танцую» (1997, приз фестиваля «Рождественский парад» за лучшую женскую роль), «Апокриф» (1998), «Сад маятников» (2000, по произведениям У. Б. Йейтса), «Магия власти» (2001, лауреат I степени на 1-ом фестивале «Музыкальная радуга»), «Сон дома» (2004, по стихотворению Эудженио Монтале), «Пустыня дня» (2006), «Зеркальная летрилья» (2006, по стихотворению Франсиско де Кеведо), «Сговор на крови» (2007, по пьесе Р. М. дель Валье-Инклана)[23].
«Пустыня дня» (звучит претенциозно, зато по делу) определена как перформанс, но по тайной сути своей является — о, мой Бог! — практически всамделишной полулитургической драмой. Здесь по пустой сценической площадке шествуют четыре ангела (с умытыми личиками школьниц-отличниц), здесь на ступенечке примостился Бог (его играет девочка в чёрной шубке). Здесь за полчаса вам расскажут историю страдания и преображения одинокой Души. Душу, разумеется, тоже играет девочка в белом платьице. Но вам не дадут сосредоточиться на кружавчиках, поскольку в глазках девочки полыхает такой неподдельный фанатизм, что всё умиление снимет, как рукой. На этом контрасте безыскусной простоты средств и почти экстатической эмоциональной насыщенности отдельных эпизодов и сделан спектакль Алексея Гусева. И когда в финале действа из пронзённого кинжалом апельсина струёй хлынет кровь на белое платье, и героиня забьётся в предсмертной агонии, ход этот покажется одновременно и разяще точным, и смутно ожидаемым. Так бывает, когда подключаются глубинные пласты театральной памяти[24].
Спектакли театра «СатурН» участвовали во многих петербургских фестивалях независимого искусства (Международные фестивали экспериментального искусства в ЦВЗ «Манеж», Международный фестиваль КУKART, Международный фестиваль танцевальной импровизации и перформанса «Движение и цвет» и др.). В 2007 году Гусев объявил о прекращении деятельности театра.
В 2008 году Алексей Гусев выпустил монтажный неигровой фильм «Список кораблей»[25], являющийся экранизацией лекции Аркадия Ипполитова ««Корабль дураков» Иеронима Босха и «Броненосец "Потёмкин"» Сергея Эйзенштейна», годом ранее прочитанной студентам СПбГУКиТ. Фильм состоит из фрагментов более чем из сотни классических кинолент, а также из живописных произведений на тему корабля, перемежаемых небольшим количеством собственных съёмок с участием самого лектора. Фильм существует в двух версиях: «продюсерской» и «авторской», которые отличаются метражом (52 и 70 минут соответственно) и звуковым оформлением собственных съёмок: в «продюсерской» версии звучит посвящённая Аркадию Ипполитову музыка Леонида Десятникова, в «авторской» — стихи разных поэтов о кораблях в исполнении Николая Мартона. Продюсерская версия была показана на 19-ом фестивале документального кино «Россия»[26] и получила разноречивые отклики: жюри ВКСР вручило фильму приз «За успешное начало в кинематографе», тогда как критик Виктор Матизен нашёл, что в «Списке кораблей» «компоненты хороши по отдельности и плохи вместе»[27]. Авторская версия была впервые показана на международной конференции «Input» в Варшаве (2009)[28], а затем получила Гран-при в разделе неигрового кино на 3-м Мкф. «Синемарина»[29].
Гусев, Алексей Викторович.