23-04-2023
Гюйс (от нидерл. geus — гёз, нарицательное название носового флага морских гёзов) — носовой флаг корабля или судна[1], который наряду с государственным, гражданским или торговым флагом[2] или военно-морским флагом обозначает государственную принадлежность кораблей и судов.
Во флотах некоторых стран называется также «бушпритный флаг»[3], так как первоначально поднимался на бушприте на специальном флагштоке, именуемом гюйсшток. В настоящее время поднимается на баке корабля.
В различных государствах установлен разный порядок применения и предназначение гюйса.
Так, например, гюйс, в основном, является принадлежностью только военных кораблей.[4] Однако, в некоторых странах используется «гражданский гюйс» — специальный носовой флаг на различных гражданских судах.[5]
Кроме того, в некоторых государствах гюйс поднимается на морских (приморских) крепостях и других береговых объектах, в связи с чем имеет в этих странах и второе наименование — «крепостной флаг» («флаг морских крепостей») (что отражено в нормативных актах — «гюйс и крепостной флаг»[6][7], «гюйс или крепостной флаг)»[8] и т. п. - см. ниже). В связи с этим, гюйс имеет и еще одно, неофициальное название, — «стояночный флаг», так как служит (в основном) для обозначения неподвижных военно-морских объектов (как соответствующих кораблей, так и крепостей)[9][10].
Однако, ранее гюйс поднимался как на стоянке, так и в море, на ходу (в Российской империи — до 1820 г.).[11]
Военно-морской гюйс Аргентины
Военно-морской гюйс Италии
Военно-морской гюйс Польши
Содержание |
В истории средневекового мореплавания носовой (бушпритный) флаг обозначал порт приписки корабля. Предполагается, что название «гюйс» происходит от нидерл. geus — названия, введённого гёзами для носовых флагов своих кораблей в период Нидерландской революции (1566—1609).
Первое сообщение о «гюйсе принца Оранского» (нидерл. Prinsengeus) относится к сражению гёзов с испанцами у городка ван Ден Брилле 1 апреля 1572 года, когда он стал первым городом, освобожденным гёзами от власти испанцев. Каким был первый гюйс, документальных данных не сохранилось, но в 1590 году он описывался как полотнище, состоящее из трёх горизонтальных равновеликих полос - оранжевой, белой и синей (в родовых цветах Оранского дома, из которого происходил принц Вильгельм I Оранский), каким позже стал флаг Нидерландов
Одним из наиболее известных гюйсов в истории был в 1634 — 1707 годах предшественник современного флага Великобритании. В 1603 году король Шотландии Яков VI унаследовал престол Англии и стал английским королём под именем Якова I. При этом союз между Англией и Шотландией носил характер личной унии, и они оставались независимыми государствами. 12 апреля 1606 года был утверждён флаг союза Англии и Шотландии: на шотландский флаг святого Андрея (белый косой крест на синем полотнище) был наложен красный прямой крест с белой каймой из английского флага святого Георгия (красный прямой крест на белом полотнище). Первоначально флаг использовался как кормовой флаг (англ. Ensign) как военными, так и торговыми кораблями обеих стран. 5 мая 1634 года король Карл I ограничил использование союзного флага в качестве кормового флага только королевским кораблем и этот флаг было предписано использовать только военным судам в качестве гюйса — отсюда и его обиходное наименование англ. Union Jack («Юнион Джэк») — «союзный гюйс», в то время как торговые корабли должны были нести кормовые флаги святого Георга (английские) или святого Андрея (шотландские). В Шотландии имел некоторое распространение национальный вариант гюйса военных кораблей, на котором белый косой крест святого Андрея располагался поверх красного прямого английского креста святого Георгия. После принятия в 1707 году Акта об Унии, объединившего оба королевства в Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии, объединённый флаг стал флагом нового государства.
Обычно в этом качестве применяются национальные флаги государств. В мире только в двух странах официально установлено применение гражданских гюйсов иного рисунка. Это Великобритания и Багамские острова, как показано ниже. В Швеции в данном качестве применяются флаги регионов.
Первоначально носовой флаг в виде британского флага с широкой белой каймой не позиционировался как «гражданский гюйс» (англ. «Civil jack») — это был служебный флаг, введенный в 1823 году. В изданной в 1855 году книге, предназначенной для британских консулов, говорится, что такой флаг поднимает лоцман (англ. "pilot") на судне, на котором он осуществляет лоцманскую проводку и в связи с этим данный флаг получил название лоцманский гюйс — "Pilot jack"[14].
В 1970 году лоцманский гюйс перестал быть знаком лоцмана, но ссылки на него не были удалены из действующего британского Акта «О торговом мореплавании» и закон с юридической точки зрения позволял интерпретировать его, как флаг, который может быть поднят на торговом судне в качестве гюйса, если это необходимо. В настоящее время многие гражданские суда, приписанные к портам Великобритании, используют окаймленный широкой белой каймой флаг Великобритании в качестве гюйса без какого-либо официального противодействия.
В Нидерландах, также применяется, хотя официально и не утвержден, гражданский гюйс, имеющий несколько неофициальных названий — гюйс для прогулочных судов (Geus voor pleziervaart)[16], одинарный Принсенгёз (Enkele Prinsengeus)[17] или просто — гюйсик (Geusje)[18].
Кроме того, в тех случаях, когда это разрешено национальным законодательством, а также предусмотрено правилами некоторых судоходных компаний, вместо гюйса иногда официально употребляются флаги компаний, портов приписки или иные флаги.
Гражданский гюйс Великобритании
(Pilot Jack)
Гражданский гюйс Содружества Багамских Островов
Неофициальный гражданский гюйс, Нидерланды
Предполагается, что гюйс был учреждён Петром I после посещения им в ходе Великого посольства в 1698 году Англии, как символ военной мощи России на море и на суше (прямой белый крест на красном фоне — расцветка знамён сухопутных войск , синий Андреевский крест изображён на военно-морском Андреевском флаге), по образу и подобию гюйса военных кораблей союза Англии и Шотландии в 1634 — 1707 годах. Однако, в отличие от официального англо-шотландского гюйса (на котором английский красный прямой крест Святого Георга доминировал над косым белым шотландским косым крестом Святого апостола Андрея Первозванного), при создании российского гюйса Пётр I главенствующую роль отдал косому кресту Святого апостола Андрея Первозванного, как на неофициальном гюйсе военных шотландских кораблей союза Англии и Шотландии. Роль Св.Андрея Первозванного Пётр I особенно подчёркивал «ради того, что от сего апостола приняла Россия святое крещение»[11]. Кроме того, по мысли Петра I, Андреевский крест показывал, что Россия уже имела на тот момент выход к четырём морям[11] и поэтому в том же 1698 году учредил первый российский орден Святого апостола Андрея Первозванного, главной фигурой знака которого был синий косой Андреевский крест. Использование гюйса такого вида в качестве носового флага подтверждается с 1701 года.[11]
Кроме того, практически сразу после введения в России гюйса в качестве корабельного флага, он стал применяться и в качестве крепостного флага для обозначения морских (приморских) крепостей и крепостных объектов (фортов). Гюйс на флагштоке форта Кронштадт изображён уже на гравюре 1704 года.[11]
Петр I в 1712 году описал российский гюйс так: «Гиус Красный, в котором вышереченный крест белым обложен. Гиус он же и кейзерс-флаг».[11]. В первом «Морском Уставе» 1720 года официально утверждён рисунок кейзерс-флага[19] («кейзер-флаг»[20], «он же» гюйс). Впоследствии, царским указом от 7 октября 1721 году было велено «генерал-адмиралу графу Апраксину дать кайзер-флаг»[21] и он стал исполнять функции должностного флага генерал-адмирала. Должностной флаг генерал-адмирала поднимался, в том числе, на носу шлюпки[21] и исполнял функции своеобразного «шлюпочного гюйса». В роли шлюпочных гюйсов в российском флоте применялись также специальные должностные шлюпочные флаги адмиралов (см. Должностные флаги адмиралов).
Первым Морским уставом, утверждённым Пётром I 15 января 1720 года предписывалось иметь на «ластовых» (вспомогательных) кораблях Адмиралтейства «гюйс как на воинских кораблях» [22].
В Первом Морским уставе в описании реестра запаса шкиперских вещей («флагов, вымпелей и флюгилей» упоминается «торговой флаг и гуис» (помимо «кейзерс флага и гуиса»)[23], но нет сведений о том, отличался ли гюйс торговых судов от гюйса военных кораблей.
Указом всероссийской императрицы Екатерины II от 23 сентября 1770 года было определено:
«Генерал наш Граф Алексей Орлов, находясь во флоте Нашем в Архипелаге, имел нужду принять над оным главную команду и употребить при том Наш Кайзер-флаг… Уважая по тому сие происшествие, соизволяем Мы, чтобы сей Кайзер-флаг, который он умел столь кстати и счастливо употребить, остался у него на всю его жизнь, и чтоб он, будучи на кораблях наших, мог выставлять его, когда разсудит…»[24]
В указанном выше совместном качестве — гюйс и крепостной флаг — применялся до 1913 года, когда высочайшим повелением всероссийского императора Николая II от 7 (20) декабря 1913, объявленным военным министром[25] был утверждён новый образец крепостного флага[26] (в центр был добавлен государственный орёл), который просуществовал вплоть до Февральской революции 1917 года:
Крепостной флаг — красного цвета с синим Андреевским крестом, окаймлённым белыми полосами и с белым прямым поперечным крестом.
По средине флага, с двух сторон его, нашивается или наносится краскою Государственный герб, чёрного цвета, вышиною в 7 футов.
Размеры флага: в длину 18 футов, в ширину 9,5 футов; ширина синих полос, образующих Андреевский крест — 12 дюймов; ширина белых полос, окаймляющих Андреевский крест, — 6 дюймов; ширина белых полос, составляющих вертикальный крест, — 8 дюймов.
После Октябрьской революции, несмотря на отмену большевиками других исторических символов России, в качестве гюйса и крепостного флага в Советской России, а потом и в СССР до 1924 года использовался «царский» гюйс.
29 августа 1924 года, постановлением Президиума ЦИК СССР «О флагах и вымпелах Союза Советских Социалистических Республик»[6], был утверждён новый рисунок гюйса и крепостного флага. В центр флага был добавлен белый круг с изображением красной звезды с серпом и молотом посередине:
Гюйс и крепостной флаг (морских крепостей) — прямоугольный красный флаг с отношением длины к ширине 3:2. В центре флага белый круг, внутри которого красная пятиконечная звезда, обращённая одним концом вверх. Внутри звезды помещены белый серп и молот.
Круг имеет диаметр, равный половине ширины флага, а звезда 5/6 диаметра круга.
От белого круга расположены полосы:
во 1) к углам гюйса — синие ровные, окаймлённые белыми,
во 2) к серединам сторон флага — прямые белые.
Ширина синих полос равна 1/10, ширина окаймляющих их белых — 1/25 и ширина белых полос (к серединам сторон) — 1/20 ширины гюйса.
7 июля 1932 года, постановлением ЦИК и СНК СССР «Об изменении постановления ЦИК и СНК СССР от 29 августа 1924 г. о флагах и вымпелах Союза ССР»[7], гюйсом и крепостным флагом было утверждено красное полотнище, в середине которого белым контуром изображалась пятиконечная звезда с серпом и молотом в центре.
Гюйс и крепостной флаг (морских крепостей) — прямоугольный красный флаг с отношением длины к ширине 3×2. В центре флага красная пятиконечная звезда, обращённая одним концом вверх, внутри которой помещены белые серп и молот.
Пятиконечная красная звезда окаймлена белой окантовкой. Размер диаметра красной звезды равен 2/5 ширины флага, а размер диаметра белой окантовки равен 9/10 ширины флага.
21 апреля 1964 года, постановлением Совета Министров СССР № 334 «О военно-морских флагах СССР»[8], было изменено описание гюйса ВМФ СССР (изменён размер красной звезды и центр её размещения):
Гюйс или крепостной флаг — представляет собой красное полотнище, в центре которого помещена красная пятиконечная звезда, обращённая одним концом вверх. Внутри красной звезды вписаны серп и молот белого цвета. Красная звезда окаймлена белой окантовкой.
Отношение ширины флага к длине — один к полтора. Расстояние от верхнего конца белой окантовки до верхней кромки флага равно 1/12 ширины флага, а расстояние от нижних концов белой окантовки до нижней кромки флага равно 1/6 ширины флага. Диаметр красной звезды — 1/2 диаметра белой окантовки.
21 июля 1992 года, согласно указу Президента Российской Федерации № 798[27], в связи с прекращением существования Союза ССР, необходимостью приведения статуса кораблей (катеров) и судов Военно-Морского Флота Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствие с требованиями международного права и на основании решения, принятого на рабочей встрече глав государств Содружества Независимых Государств 16 января 1992 года, были утверждены описания и рисунки военно-морских флагов и вымпелов Российской Федерации:
Гюйс и крепостной флаг представляет собой красное полотнище с белым вертикальным крестом, на которое наложен голубой диагональный крест, окантованный белой полосой.
Отношение ширины флага к длине — один к полтора, ширины голубой полосы к длине флага — 1/10.
Отношение ширины белой полосы вертикального креста к ширине полотнища — 1/20, белой окантовки диагонального креста — 1/40.
26 июля 1992 года на кораблях, катерах и судах был произведён торжественный спуск военно-морских флагов, вымпелов СССР и торжественный подъём военно-морских флагов и вымпелов Российской Федерации. В качестве гюйса ВМФ России стал снова использоваться гюйс Российской империи.
29 декабря 2000 года в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2000 № 162 «О знамени Вооружённых Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знамёнах иных видов Вооружённых Сил Российской Федерации и знамёнах других войск»[28], вступившим в силу 1 января 2001 года, был возвращён исторический синий цвет Андреевского креста, что повлекло за собой автоматическую смену всех флагов с его изображением.
«Гюйс, поднятый на корабле, обозначает, что корабль принадлежит к 1 или 2 рангу. Гюйс поднимается на гюйс-штоке во время стоянки корабля на якоре (бочке, швартовах). Гюйс поднимается и спускается одновременно с подъемом и спуском Военно-морского флага.
Гюйс также поднимается на мачтах береговых салютных пунктов при производстве салютов»— Статья 628 Корабельного устава ВМФ РФ[9]
В Военно-Морском флоте Российской Федерации поднимается ежедневно на носу (на баке) кораблей (в том числе, и на подводных лодках), одновременно с кормовым флагом, обычно, с 8 часов утра и до захода солнца.
21 мая 1993 года, указом Президента России № 720[29], в связи с образованием Пограничных войск Российской Федерации был утверждён гюйс для кораблей пограничных войск:
Гюйс кораблей 1 и 2 рангов Пограничных войск Российской Федерации — представляет собой красное полотнище с белым вертикальным крестом, на которое наложен тёмно-голубой диагональный крест, окантованный белой полосой.
Отношение ширины флага к его длине — один к полутора, ширины тёмно-голубой полосы к ширине флага — 1/7, ширины белой полосы вертикального креста к ширине тёмно-голубой полосы диагонального креста — 1/2, белой окантовки диагонального креста к ширине тёмно-голубой полосы — 1/4.
1 сентября 2008 года, Указом Президента России № 1278[30], в целях реализации единой государственной политики в области геральдики, сохранения и развития исторических традиций в области геральдики, был утверждён новый гюйс кораблей 1 и 2 рангов пограничных органов Российской Федерации:
Красное прямоугольное полотнище, перекрещённое прямым белым крестом и наложенным на него синим диагональным (Андреевским) крестом с белой каймой.
Отношение ширины гюйса к его длине — два к трём. Отношение ширины концов диагонального креста к длине гюйса — один к десяти. Отношение ширины концов прямого креста к ширине гюйса — один к двадцати. Отношение ширины белой каймы диагонального креста к ширине диагонального креста — один к двум.
Пропорции и цвет диагонального креста стали соответствовать Военно-морскому флагу Российской Федерации, но в отличие от гюйса Военно-Морского Флота, ширина белой окантовки диагонального креста в три раза больше.
Гюйс.