Lt304888.ru

Туристические услуги

Давыдов, Степан Иванович

23-07-2023

Степан Иванович Давыдов
Страна

 Российская империя

Профессии

композитор

Жанры

классика, духовная музыка

Степа́н Ива́нович Давы́дов (1 (12) января 1777, Черниговское наместничество — 22 мая (4 июня1825, Санкт-Петербург) — русский композитор.

Содержание

Биография

Пел в Императорской придворной капелле и обратил на себя внимание Екатерины II, которая направила его учиться к Джузеппе Сарти, бывшему при её дворе.

С осени 1814 года — в Москве, где работал учителем музыки в Конторе московского императорского театра и воспитал известнейших артистов — Н. Репину, П. Булахова, А. Бантышева. Впоследствии стал директором музыки Императорских театров в Москве.

Особое место в творчестве композитора занял оперный цикл, начатый с феерической комической оперы-зингшпиль Ф.Кауэра «Дева Дуная» (другие переводы: «Дунайская русалка», «Дунайская нимфа») по пьесе К.Генслера «Дунайская нимфа». В 1803 году, занимая пост главного капельмейстера императорских театров в Петербурге, совместно с драматургом Н.С.Красновольским отредактировали оперу на русский лад: Краснопольский перенес действие с западноевропейского Дуная, как было в оригинале, к восточно-европейскому Днепру и переименовал персонажей на славянский лад, Давыдов ввел в музыку русские национальные напевы. В результате опера была переименована в «Днепровскую русалку»[1][2] и под этим названием прошла по сценам сначала Петербурга, затем Москвы и других городов России. И не снималась с репертуара очень долго, это была самая частая постановка музыкальных театров России первой половины 19 столетия[3]. О популярности оперы в России свидетельствуют обращения к ней в русской литературе. Именно арию из первой части оперы Кауэра упоминает Пушкин в «Евгении Онегине»:

И запищит она (Бог мой!)
Приди в чертог ко мне златой!..

Многие музыкальные части из кауэровской оперы «Дева Дуная» нередко исполнялись отдельно, в частности, Л.Н.Толстой в своей книге «Детство. Отрочество. Юность» вспоминает кадриль из этой оперы. К этому времени Давыдов был смещен с казенного поста, который занял К.Кавос, который отредактировал оперу на свой лад. В результате получилась вторая опера. Однако Давыдов, учитывая сценический успех оперы Кауэра, решил продолжить работу и совместно с Н. Краснопольским сочинил продолжение к опере Кауэра – уже свое оригинальное произведение[2]. Эта опера получила название «Леста, Днепровская русалка» и была признана музыкальной критикой верхом творчества композитора[3][2]. Опера была поставлена на Петербургской императорской сцене и прошла с огромным успехом. Эти оперы составили целый совместный цикл и были изданы в 1804–1806 гг.[3]. Окрыленный успехом Давыдов сочинил еще и четвертую оперу в продолжение к предыдущим, либретто написал А.А.Шаховской. Как и предыдущая, третья опера, четвертая тоже является совершенно оригинальным авторским трудом. Однако она была утеряна[2].

Творчество

Духовные музыкальные сочинения

  • Четырёхголосная литургия
  • 13 концертов

Светская музыка

  • балеты «Увенчанная благость» (1801) и «Жертвоприношение благодарности» (1802);
  • оперы «Русалка» (1803, вместе с Кауэром и Кавосом), «Леста, днепровская русалка» (1805);
  • хоры и антракты к трагедиям «Сумбека, или Падение царства Казанского» С. Глинки (1807), «Ирод и Мариамна» Г. Державина (1808), «Электра и Орест» А. Грузинцева (1809); хоры к трагедии «Амбоар и Аурунгзеб» (1814);
  • концертная увертюра;
  • песни (в т.ч. музыку к ставшей «народной» известной песне «Среди долины ровныя»).

Примечания

  1. Театральная энциклопедия (страница 207)
  2. ↑ Музыкальный словарь. ДАВЫДОВ Степан Иванович
  3. ↑ «ДНЕПРОВСКИЕ РУСАЛКИ». Статья II// автор ИННА БУЛКИНА

Ссылки

  • Биография Степана Ивановича Давыдова на сайте Belcanto.ru.
  • Информация об авторстве песни «Среди долины ровныя».


Давыдов, Степан Иванович.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01