Lt304888.ru

Туристические услуги

Давыдов Карл Юльевич

20-08-2023

Карл Юльевич Давыдов
Страна

 Российская империя

Профессии

исполнитель, композитор, дирижёр, педагог

Инструменты

виолончель

Жанры

Классика

Карл Ю́льевич Давы́дов (15 марта 1838, Голдинген, Курляндская губерния — 14 февраля 1889, Москва) — русский композитор и виолончелист, директор Санкт-Петербургской консерватории в 1876—1887 гг.

Содержание

Биография

Родился в семье врача — Юлия Петровича Давыдова (Давидова; 18041870), получившего в 1840 году место в Николаевском Воспитательном доме в Москве; мать, Доротея Давыдова (урождённая Михайлович; 18021864), — учредительница и руководитель частного женского пансиона в Москве. Влияние на Давыдова оказал его старший брат — математик А. Ю. Давидов. В доме Давыдова собирались и музицировали как профессиональные музыканты, так и преподаватели Московского университета.

Давыдов занимался музыкой с детства, в 14 лет дал первый сольный концерт в Москве. Здесь были написаны первые музыкальные сочинения Давыдова: опера «Рудокопы», а также исполненные в 1858 году увертюра и фантазия для 4 виолончелей и контрабаса из оперы «Калигула». Однако по настоянию семьи в 1858 году Давыдов окончил Московский университет со степенью кандидата математических наук и лишь после этого обратился к профессиональному музыкальному образованию, поступив в Лейпцигскую консерваторию с намерением стать композитором; его главным наставником стал Мориц Гауптман. Однако высокая оценка, полученная в Лейпциге (в том числе от Фридриха Грюцмахера) его исполнительскими дарованиями, привела к тому, что 22-летний Давыдов занял в 1860 г. пост преподавателя консерватории, одновременно начав гастрольную деятельность по всей Европе.

В 18621887 годах Давыдов жил в Петербурге, получил звание «солиста Его Императорского Величества». Давыдов играл на инструменте работы А. Страдивари, подаренном ему графом М. Ю. Виельгорским. П. И. Чайковский называл Давыдова «царём всех виолончелистов нашего века», Юлиус Кленгель вспоминал, что лишь знакомство в молодости с игрой Давыдова дало ему подлинное понимание инструмента.

По приглашению А. Г. Рубинштейна преподавал в Петербургской консерватории (профессор; в 18761887 директор). Среди выдающихся учеников Давыдова — А. Э. фон Глен, А. В. Вержбилович, Гануш Виган и др.

В 1888 году Давыдов вернулся в Москву, где, несмотря на плохое состояние здоровья (приступы грудной жабы), занимался устройством концертов камерной музыки (в том числе бесплатных для учащейся молодёжи). Среди близких московских друзей Давыдова — концертировавший с ним В. И. Сафонов.

В композиторском наследии Давыдова — 4 виолончельных концерта, симфоническая поэма «Дары Терека», «Фантазия на русские песни» для виолончели с оркестром. Давыдов — автор «Школы для виолончели» (1888).

Похоронен на Введенском кладбище[1], на могиле — памятник работы Р. Р. Баха.

Сочинения

Среди написанных Давидовом оркестровых сочинений — симфоническая картина «Дары Терека» и сюита. Среди других сочинений — четыре концерта для виолончели с оркестром, большое число сольных сочинений для виолончели, романсы. Ещё одна работа, заслуживающая внимания, — изданная им «Школа для виолончели». Также он занимался переложением для виолончели произведений Фредерика Шопена.

Начатая им опера «Мазепа» осталась недописанной; либретто Карл Давидов передал Петру Ильичу Чайковскому, на которое тот написал одноимённую оперу.

Примечания

  1. Введенское кладбище (Проверено 6 ноября 2009)

Литература

Ссылки

  • Произведения Давыдова на сайте Classical Connect Бесплатная библиотека классической музыки на Classical Connect
  • Давыдов Карл Юльевич — Жизнь и творчество
  • Давыдов, Карл Юльевич: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Давыдов Карл Юльевич.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01