11-10-2023
Даймо́ний (греч. δαιμονιον — «божественное») в философии Сократа — это философское понятие, известное прежде всего по письменному наследию учеников Сократа Платона и Ксенофонта и означающее внутренний голос, который в решающий момент предостерегает и таким образом удерживает от предприятия, в котором сокрыта опасность для телесного или морального благополучия.[1] Отдельные обладающие даймонием люди, выступающие в качестве советчиков, способны предлагать рациональные решения в общих интересах.[2] Это качество воспринималось в древней Греции как нечто божественное. У ученика Сократа Ксенофонта даймоний причисляется к искусству предсказания, другой его ученик Платон толковал даймоний как совесть. [2]
Даймоний был описан в нескольких сочинениях Плутарха, прежде всего — в «О даймонии Сократа». В своей биографии Нумы Плутарх называет Залевкa, Зороастра, Миноса, Нуму и Ликурга как людей, к которым являлось божество[3], то есть обладавших даймонием.[4]
В некотором отношении понятие «даймоний» схоже с понятием гения в римской культуре: оба эти понятия представляют собой примитивные представления о душе.[1]
Даймоний.