29-05-2023
Дворец | |
Сардарский дворец
|
|
Сардарский дворец на открытке времён Российской империи |
|
Страна | Российская империя |
Город | Эривань |
Строительство | ???—начало XIX века годы |
Состояние | разрушен |
(O) [2].
По литературным данным известно, что стены зеркального зала дворца сардара были богато украшены орнаментальными и сюжетно-тематическими композициями. Между карнизом и потолком дворца были помещены сюжетные росписи, показывающие легендарные подвиги Рустама. На одной Рустам кинжалом поражает молодого воина, на другой — рвет свою одежду, узнав, что убил своего сына Зохраба; на третьей — стаскивает с лошади противника; на четвёртой — побеждает дива и ломает ему рога. По описанию очевидцев во дворце была изображена также «шуточная картина, представляющая старика, любезничающего с молодой девушкой, которая подает ему бокал вина»[3].
В 1850-х гг. для реставрировавшегося дворца азербайджанский художник Мирза Кадым Эривани написал 4 больших (1 м × 2 м) портрета маслом[4]. По существу, эти портреты, выполненные на холсте масляными красками, являлись первыми станковыми произведениями в азербайджанской живописи[5]. Портреты были размещены во втором ярусе ниш большого зала дворца. При полном разрушении дворца в 1914 году эти портреты были сняты со стен и в настоящее время находятся в Государственном музее Грузии[1]. Из воспоминаний родственников известно, что в комнате Мирза Кадыма имелись еще четыре подобных портрета с изображением вооруженных воинов (предполагается, что это были оставшиеся у художника варианты портретов сардаров)[5].
Портреты занимали доминирующее место в архитектурном убранстве интерьера дворца. Здесь были изображены портреты Фатали-шаха, его наследника Аббас Мирзы, сардара Гусейн-Кули и его брата. Судя по натурным зарисовкам русских художников В. Мошкова и Г. Гагарина, посетивших этот дворец в первой половине XIX века, и по описаниям других путешественников, указанные портреты отличают живостью и большим сходством, хотя в целом и они носили, как отмечают, декоративный, несколько условный характер[6].
В 1827 году в одной из комнат дворца, Александр Грибоедов принял участие в постановке своей комедии «Горе от ума» в исполнении офицеров русской армии[2].
Интерьеры дворца. Начало XX века
Зеркальный зал дворца. Рис. Г. Гагарина
На старой открытке
В 1914 году при полном разрушении дворца эти портреты были сняты со стен и в настоящее время находятся в Государственном музее Грузинской ССР.
Оригинальный текст (рус.)По литературным данным известно, что стены зеркального зала дворца сардара в Ереване и зала тебризского Бегляр-бея были богато украшены орнаментальными и сюжетно-тематическими композициями. Между карнизом и потолком дворца сардара были помещены сюжетные росписи, показывающие легендарные подвиги рыцаря Рустама. На одной из них богатырь Рустам кинжалом поражает молодого воина, на другой — рвет свою одежду, узнав, что по ошибке убил своего сына Зохраба; на третьей — стаскивает с лошади противника; на четвёртой — побеждает дива и ломает ему рога. По описанию очевидцев здесь была изображена также «шуточная картина, представляющая старика, любезничающего с молодой девушкой, которая подает ему бокал вина».
Оригинальный текст (рус.)Эривани, Мирза Кадым Мамед-Гусейн оглы [1825, Эривань (Ереван) — 1875, там же] — художник-орнаменталист и портретист, основоположник аз. станковой живописи. Работал в Эривани. Специального художественного образования не получил. Создавал рисунки трафареты для вышивки, росписи, ювелирных изделий и др. В 1850-х гг. написал 4 больших (1 м X 2 м) портрета маслом для реставрировавшегося дворца сардаров в Эривани. Произв.: «Танцовщицы» (живопись на стекле), портреты Фатали-шаха, молодого человека, сидящей женщины (темпера), Аббасы Мирзы (рис. тушью), «Мулла» — все в Аз. м. иск-в, Баку: портрет Мах Талят (М. иск-в Груз. ССР, Тбилиси), «Цветы с птицами» (лаковая живопись) и портрет-миниатюра (ГЭ).
Оригинальный текст (рус.)Среди стенных росписей этого времени особенный художественный интерес представляют портретные образы и сюжетно-тематические композиции с изображением человека. Портреты занимали доминирующее место в архитектурном убранстве интерьера дворца сардара, где были изображены портреты Фатали-шаха, его наследника Аббас Мирзы, сардара Гусейн-Кули и его брата. Судя по натурным зарисовкам русских художников В. Мошкова и Г. Гагарина, посетивших этот дворец в первой половине XIX века, и по описаниям других путешественников, указанные портреты отличались живостью и большим сходством, хотя в целом и они носят декоративный, несколько условный характер.
Эриванское ханство | ||
---|---|---|
Общие сведения | ||
Правители | Амиргуне-хан • Тахмасп Кули-хан • Калбали-хан • Кетух Ахмад-хан • Хосров-хан • Мухаммед-хан • Наджаф-хан • Аббас Кули-хан • Сефи Кули-хан I • Сефи Кули-хан II • Заал-хан • Муртаза Кули-хан • Мухаммед-хан • Фарзали-хан • Амиргуне-хан • Тахмасп Кули-хан • Махмуд Кули-хан • Мехти-хан Касымлу • Гасан Али-хан • Гусейн Али-хан • Мухаммед-хан • Мехти Кули-хан • Ахмед-хан • Гусейн Кули-хан | |
Достопримечательности | Эриванская крепость • Дворец Эриванских ханов • Гробницы эмиров Саадлу • Эриванская Джума мечеть • Мечеть Реджепа-паши • Мечеть Аббас-Мирзы • Мечеть Зал-хана • Мечеть Новрузали-хана • Мечеть Гусейнали-хана • Мечеть Ходжи Джафар-бека • Мечеть Мухаммеда Сертиб-хана |
Дворец сердара.