05-05-2023
Двухэтажный городской транспорт — любое городское двухэтажное транспортное средство (автобус, трамвай, троллейбус, конка), имеющее два уровня для пассажиров, расположенных один над другим.
Такие виды транспорта популярны в Великобритании, Ирландии, Германии, Португалии, Индии, Гонгконге, и некоторых других странах; в Египте и Гонконге существуют двухэтажные трамваи.
Содержание |
Двухэтажный городской транспорт в состоянии обеспечить большую пассажировместимость при относительно небольших размерах транспортного средства.
К недостаткам городского двухэтажного транспорта можно отнести:
Основная статья Двухэтажный автобус
Автобус, который имеет два уровня. Тысячи таких автобусов находятся в составе автобусных парков многих крупных городов мира. Лондонские красные двухэтажные автобусы иногда называют «даблдекер» (англ. Double decker).
Попытки ввести такой транспорт принимались и в СССР — так, с 1938 по 1953 годы по Москве ходило несколько двухэтажных троллейбусов ЯТБ-3 — но распространения они не получили. Городской транспорт в Советском Союзе был субсидированным и нёс большую пассажирскую нагрузку, что приводило к практическому отсутствию билетного контроля ввиду низкой стоимости проезда и значительным пассажиропотоком. При отсутствии кондукторов и контролёров верхний уровень таких транспортных средств мог оказаться перегруженным, что могло привести к их опрокидыванию. В Великобритании эта проблема решалась либо присутствием кондуктора или ограничением количества дверей до одной или двух (одна дверь была входной, другая — выходной).
В случае двух дверей водитель выполнял также функции контролёра, не допуская перегрузки транспортного средства и ограничивая нагрузку второго этажа только сидящими пассажирами; стоящие пассажиры находились на небольшой входной площадке. Такая система оплаты не была очень удобна в условиях значительной перегрузки городского транспорта, поскольку значительно снижала среднюю скорость движения на линии; кроме того, один сидящий пассажир занимал столько же места, сколько три—четыре стоящих. Другой причиной неприятия ДГТ в СССР было незначительное количество частных автомобилей, что делало улицы городов СССР сравнительно просторными и уменьшало негативный эффект грузо-пассажирских перевозок на среднюю скорость движения в городе; в таких условиях одноэтажные транспортные средства с «гармошкой» или даже сочленённые транспортные средства были предпочтительны более компактным двухэтажным. Кроме того, двухэтажные автобусы сложнее эксплуатировать зимой, особенно в гололёд.
С недавних пор двухэтажные автобусы получили некоторое распространение в крупных городах России. По большей части это туристические машины типа «кабриолет» (с открытым вторым уровнем). Большое количество сидячих мест в таких автобусах привело к использованию их и в качестве маршрутных такси.
С 2000-х годов двухэтажные автобусы в небольших количествах эксплуатируются в Барнауле и Гомеле. В конце 1990-х — начале 2000-х в Петербурге на пригородном маршруте Т-4 ходили жёлтые двухэтажные MAN 200-й серии. Сейчас останки этих автобусов можно увидеть в парке. По маршруту следования было одно узкое место — мост окружной железной дороги на проспекте Стачек, где эти автобусы следовали строго по осевой (с разрешения ГАИ). В Таллине тоже такие автобусы работают на экскурсионных маршрутах. 3 с крышей и один без неё (hansabuss). В 2006 году московские власти заявили о намерении закупить двухэтажные автобусы «Неоплан» (продукция немецкого концерна МАН) для использования на городских маршрутах.
Двухэтажный городской транспорт.