29-07-2023
Девятые врата | |
The Ninth Gate | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания |
Araba Films |
Длительность |
133 мин. |
Бюджет |
38 млн. $ |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0142688 |
«Девя́тые врата́» (англ. The Ninth Gate) — мистический триллер Романа Полански по мотивам романа Артуро Переса-Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришельё». Премьера фильма состоялась 25 августа 1999 года. Музыку к нему написал польский композитор Войцех Киляр.
Содержание |
Девять рисунков, сделанных, как гласит легенда, рукой Люцифера, упрятаны в трех идентичных печатных изданиях под названием «Девять врат в царство призраков» 1666 года, находящихся в библиотеках частных коллекционеров. В них зашифрована головоломка, разгадав которую, можно пройти сквозь девять адовых ворот и вызвать на Землю Дьявола.
Богатый коллекционер книг по ведьмоведению и демонологии из США, Борис Балкан (Фрэнк Ланджелла) нанимает эксперта и книготорговца Дина Корсо (Джонни Депп), чтобы тот сравнил имеющуюся у Балкана книгу с двумя другими экземплярами и установил подлинность одного из них. Во время выполнения задания Корсо сталкивается с таинственными убийствами владельцев книг и других людей. После нескольких неудачных покушений на самого Корсо, ему становится ясно, что всё это происходит не без вмешательства Лианы Телфер (Лена Олин) — жены таинственно умершего антиквара, который за день до смерти и продал свой экземпляр «Девятых врат» Балкану. Интересно, что события фильма повторяют некоторые сюжеты, изображённые на гравюрах книги. Так, например, один из рисунков изображает повешенного за ногу мужчину (XII карта Старших Арканов Таро — Повешенный) — именно в таком виде Корсо находит своего друга Берни (Джеймс Руссо), убитого за то, что он хранил у себя в книжной лавке экземпляр «Девятых врат».
Корсо выходит на сатанистов, в чём ему помогает незнакомка, назвавшаяся Ирен Адлер (Эммануэль Сенье). Она выручает его в щекотливых ситуациях, подчас проявляя сверхъестественные способности. Реставраторы-переплетчики Пабло и Педро Сениз говорят Корсо, что три гравюры из девяти в каждой книге писал Люцифер. В этом и заключалось его соавторство и ценность книг. Для проведения мистического ритуала открытия врат Ада необходимо собрать девять уникальных гравюр из трех книг. Балкан получает все гравюры и пытается провести обряд, но гибнет, так как одна из гравюр оказывается фальшивой. Оригинал находился у близнецов Пабло и Педро Сениз (Хосе Лопес Родеро), реставраторов-переплётчиков. На подлинной гравюре изображена Вавилонская блудница, въезжающая верхом на семиглавом звере в ворота замка, освещенного яркими лучами света (с подписью «Теперь я знаю, что из тьмы идет свет»). Визуальная схожесть блудницы с зеленоглазой незнакомкой, а также изображенного на гравюре замка с найденными археологическими руинами вселяют в Корсо надежду на возможность успешного проведения обряда и прохождения всех девяти врат Ада. Фильм заканчивается сценой, где Корсо на рассвете направляется к руинам замка, в котором Балкан провёл неудачный обряд. Над башней поднимается луч солнца, а перед Корсо открываются двери откуда виден яркий свет…
Почти все фильмы Полански основаны на литературных первоисточниках и тем не менее, как любое авторское кино, имеют между собой много общего. Рецензенты заметили параллели между «Девятыми вратами» и такими фильмами Поланского, как «Ребёнок Розмари» (создавший киномоду на мистику с налётом сатанизма), «Призрак» (главный герой начинает расследование в погоне за наживой и доводит его до конца с катастрофическими для себя последствиями уже из любопытства), «Неистовый» (режиссёра вновь больше занимает не пункт назначения, а само путешествие в мир неведомого зла с Эммануэль Сенье в качестве загадочного проводника).[1]
При этом сам режиссёр — убеждённый агностик; в киномистике он видит интересные возможности для игры со зрителем.[2] В «Девятых вратах» этот игровой элемент особенно заметен. Герой Деппа небрежно одет в стиле типичного сыщика из старых нуаров.[2] Как в старинных книгах о дьяволе в женском обличье («Влюблённый дьявол» Ж. Казота, «Монах» М. Г. Льюиса, «Любовь мёртвой красавицы» Т. Готье), Люцифер в фильме всё время находится перед глазами зрителя, но замаскирован от него своей красотой и полом. При этом по повествованию рассыпаны многочисленные намёки на истинную сущность героини Сенье: она предпочитает вещи кроваво-красного цвета, с заметным удовлетворением наблюдает за убийствами людей, выводит кровью зловещий символ на лбу главного героя и в довершение всего наделена сверхъестественными способностями.
Знаменитый кинокритик Джонатан Розенбаум, отмечая яркую образность, искусное нагнетание саспенса и отсутствие психологической проработки персонажей, заметил, что фильм начинается как мистический триллер, однако постепенно мутирует в метафизическую притчу о природе зла.[3] В сущности, главный герой сам предаёт себя в руки дьявола, совершая из корыстных побуждений все смертные грехи, включая несколько невынужденных убийств. Ирония в том, что пока действующие лица суетятся в поисках Сатаны, тот и не думает ни от кого прятаться. Чтобы вызвать нечистого, не нужно произносить тайные заклинания, достаточно вести себя так, как ведёт себя эгоистичный герой Деппа:
Кроме денег, ради которых он согласится на эту нелегкую и смертельно опасную работенку, [герой Деппа] мимоходом поимеет «жену ближнего», украдет, убьет — короче, нарушит библейские заповеди и глазом не моргнет. Именно такой человек и достоин войти в Девятые врата.
Фильмы Романа Поланского | |
---|---|
1960-е | Нож в воде (1962) • Отвращение (1965) • Тупик (1966) • Бал вампиров (1967) • Ребёнок Розмари (1968) |
1970-е | Макбет (1971) • Что? (1972) • Китайский квартал (1974) • Жилец (1976) • Тэсс (1979) |
1980-е | Пираты (1986) • Неистовый (1988) |
1990-е | Горькая луна (1992) • Смерть и девушка (1994) • Девятые врата (1999) |
2000-е | Пианист (2002) • Оливер Твист (2005) |
2010-е | Призрак (2010) • Резня (2011) |
Короткометражные | Велосипед (1955) • Зубастая улыбка (1957) • Разгоняем танцульку (1957) • Убийство (1957) • Два мужика со шкафом (1958) • Лампа (1959) • Когда падают ангелы (1959) • Толстый и худой (1961) • Млекопитающие (1962) • У каждого своё кино (2007) |
Девятые врата.