18-08-2023
Делова́я журнали́стика (англ. Business journalism) — профессиональный жанр, в котором журналисты отслеживают, собирают, записывают и анализируют информацию, имеющую отношение к финансам и бизнесу, что даёт возможность представителям властей (включая и «чётвертую») и деловых кругов обсуждать насущные вопросы[1]. И тематически, и по приёмам деловая пресса позиционирована как антипод такому направлению журналистики как жёлтая пресса[2]. Бизнес-журналисты призваны обеспечивать информационные потребности предпринимательства, печатая материалы (в том числе из разряда статистических, рекламно-информационных, законодательных и пр.) с целью создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса. Минусом является заметное расхождение интересов читательской аудитории и интересов издателей[3].
Учитываются три группы факторов[4]:
Содержание |
Начало такого рода журналистика ведёт со Средневековья, когда известные купеческие семейства общались между собой [5].
В 1882 году Чарльз Доу, Эдвард Джонс и Чарльз Бергстрессер организовали службу доставки новостей в инвестиционные компании Уолл-стрита [5], а в 1889 году стало выходить старейшее издание деловой тематики The Wall Street Journal[5].
Первым деловым журналистом считают Айду Тарбелл, которая в начале века писала о нефтяном гиганте Standard Oil[6]. Среди продолжателей её традиций называют Ричарда Ламберта, одного из редакторов Financial Times, создавшего школу журналистики, «выпускники» которой специализировались на экономике, бизнесе, финансах и маркетинге.
Журналистика этого направления развилась в планетарных масштабах в 90-х прошлого века.
В Интернете жанр представлен биржевой, статической, экономической информацией.
Деловые издания, ориентированные на тех, чья профессиональная деятельность требует постоянного обращения к коммерческой и финансовой информации, реализуют следующие функции [7]:
Жанр отличает не просто специализированная информация деловой тематики, но особый, специальный взгляд на информацию вообще. В деловой периодике освещаются и политические события и новости из сферы культуры, однако, подаются они с прагматической точки зрения, в контексте того, как они могут повлиять на развитие экономики, на инвестиционный климат, состояние рынков товаров. Особенности аудитории диктуют требования к информации. Деловых людей, график которых весьма плотен, интересуют не слухи шоу-бизнеса, а события, влияющие на развитие бизнеса, объективный анализ социально-политических проблем. Аналитическую функцию, наряду с информационной, считают важнейшей функцией бизнес-прессы [4].
Ричард Ламберт
В России жанр оформился много позднее, что постулировало недостатки, которые отмечали даже отечественные эксперты[8]:
Будем честными, российская деловая журналистика во многом напоминает яркие рассказики «об ударниках капиталистического труда». Впрочем, это характерно было долгое время и для западной журналистики. Мы научились брать интервью большей частью в жанре «История успеха», привыкли писать о фигурантах бизнеса, рапортуя об их успехах или лишь когда они добиваются успеха.
Период с 1991 по 1996 годы принято считать временем становления системы деловых журналов в нашей стране: появляются деловые журнальные издания — «КоммерсантЪ Weekly», «Профиль» и «Эксперт». Тогда же происходит активное развитие отраслевых и становление корпоративных деловых журналов. К концу XX века формируется разветвлённая система деловой периодики: процессы, сходные с теми, что происходили в стране в начале века.
Профессия аналитика деловой периодики — одна из самых дефицитных в отрасли[9][10], хотя и считается скучной [11]. Самым известным российским представителем описываемого жанра был Пол Хлебников, первый главный редактор российской версии журнала «Форбс».
Наиболее влиятельные игроки на отечественном рынке деловой прессы: ИД Ъ (который создал Владимир Яковлев[12]) и Издательский дом Родионова (деловую группу которого возглавлял Евгений Ю. Додолев[13]).
ИЗДАНИЕ | Издатели и/или главные редакторы | Год основания (закрытия), собственник |
---|---|---|
Российская версия BusinessWeek | Издательские директора: Алексей Волин (2005—2006), Евгений Ю. Додолев (2006—2008) | 2005-2008, Издательский дом Родионова |
Российская версия SmartMoney | Издатель Екатерина Сон | 2006-2009, Independent Media Sanoma Magazines |
Российская версия Forbes | Главные редакторы: Пол Хлебников (2004), Максим Кашулинский (с 30 августа 2004)[14] | 2004 |
«Карьера» | Главные редакторы: Екатерина Данилова (1996—2001), Евгений Ю. Додолев (2003—2005), Александр Зотиков (с 2009) | 1998, Издательский дом Родионова |
«Деньги» (Коммерсантъ) | Шеф-редактора объединённой редакции: Владимир Яковлев, Андрей Васильев, Александр Перов | 1989 (газета Коммерсантъ) ИД Ъ |
«Компания» | Главные редакторы: Андрей Григорьев (1997—2005), Евгений Ю. Додолев (2005—2009), Александр Зотиков (с 2009) | 1997, Издательский дом Родионова |
«Профиль» | Главные редакторы: Дмитрий Симонов (1996—2002), Александр Перов (2002—2003), Владимир Змеющенко (2003—2005), Георгий Бовт (2005—2006), Михаил Леонтьев (2006—2009), Вениамин Гинодман (февраль-май 2009), Александр Зотиков (с мая 2009) | 1996, Издательский дом Родионова |
«Однако» | Главный редактор: Михаил Леонтьев | 2009, Михаил Леонтьев и Первый канал |
«Секрет фирмы» | ИД Ъ | |
«Эксперт» | Главный редактор: Валерий Фадеев (с 1995) | 1995 ИД «Эксперт» |
|
|
---|---|
Профессиональные проблемы |
Новости • Репортаж • Написание • Этика • Объективность • Ценности • Атрибуция • Диффамация • Редакционная независимость • Образование • Новые СМИ • Другие темы |
Жанры |
Пропагандистская журналистика • Гражданская журналистика • Публичная журналистика • Гонзо-журналистика • Журналистские расследования • Литературная журналистика • Музыкальная журналистика • Телекритика • Деловая журналистика • Повествовательная журналистика • Новая журналистика • Новые медиа • Публицистика • Визуальная журналистика • Наблюдательная журналистика • Разоблачительная журналистика • Международная журналистика • Научная журналистика • Чурналистика |
Социальные воздействия |
|
Новостные СМИ | |
Роли | |
Телевизионные приёмы |
Интервью • Монтаж • Озвучка • Работа под прикрытием • Скрытая камера • Телемост • Ток-шоу |
Мероприятия | |
Профессиональный жаргон |
Джинса • Пилотный выпуск • Синхрон • Стендап • Телекиллер |
Деловая журналистика.