21-05-2023
Об экономическом термине см. ст. Дематериализация акций
Дематериализация (различные термины, связанные с темой: тиб. འཇའ་ལུས་, Вайли ’ja’ lus ‘радужное тело’, тиб. འོད་སྐུ་, Вайли ’od sku ‘тело света’, тиб. stong gzugs ‘пустая форма’, тиб. rmi lam gyi lus ‘тело сновидений’, тиб. lus phra-mo ‘тонкое тело’, тиб. sgyu-lus, māyādeha IAST ‘иллюзорное тело’, manomāyā-kāya IAST ‘умосотворённое тело’, кит. 虹光身, кит. 光蘊身, кит. упр. 屍解, пиньинь: шицзе) — мифологическое представление о способности человека по своей воле мгновенно (или в течение короткого отрезка времени) превращаться из объекта материального мира в «столп света» (либо превращаться частично, оставляя какие-либо остатки тела, например, волосы или ногти) либо исчезать вовсе как объект материального мира без какого-либо внешнего воздействия. Также к дематериализации относят одновременное появление человека или объекта в двух и более местах.
Содержание |
Представление о возможности дематериализации присутствует в той или иной мере во всех основных религиях (в христианстве, например, вознесение Иисуса и т. д.), ряде восточных религиозных общественных формаций.
Явление дематериализации в настоящее время не подтверждено научно. Классическая научная литература не содержит данных о сколь-нибудь серьёзном исследовании принципиальных возможностей этого явления применительно к человеку.
Возможность дематериализации, как и прочих мифологических чудес, категорически отрицается приверженцами материализма.
По неподтверждённой информации, в Индии и Непале «бессмертный» Шри Бабаджи из Хайдакхана (штат Уттар-Прадеш) был известен с 1800 г. В 20-х гг. XX столетия Бабаджи в присутствии короля Непала и многих людей, «пройдя по поверхности реки» до её середины, превратился в «столп света» (в «огненный шар») и исчез. Перед этим святой сказал королю, что для него настало время покинуть этот мир и что его тело отслужило своё (хотя и выглядело очень молодо).[1][2]
В произведениях американского эзотерика Карлоса Кастанеды неоднократно описывается, как его учитель дон Хуан Матус со своими соратниками дематериализовали свои тела:
«На вершине горы они зажгли себя „внутренним огнём“ и, вспыхнув, как ослепительные звёзды, исчезли». |
Современный мастер «дзогчен» («высшие практики непрерывного полного осознавания») Намкай Норбу в книге «Кристалл и путь света»[5] рассказывает, что в 1952 г. в Тибете жил один старый человек. В молодости этот человек в течение нескольких лет был не то слугой, не то помощником у одного учителя «дзогчена» и слышал много наставлений. Но в остальном этот человек вёл жизнь очень скромную, вырезал на камнях мантры, что давало ему средства для пропитания. Так продолжалось много лет, и никто не замечал за ним чего-либо необычного и не догадывался, что он практик «дзогчен». Однажды этот человек объявил, что должен умереть спустя семь дней, и послал записку своему сыну-монаху. Монастырь широко распространил эту новость, собралось много народа. Прибыли представители всех великих монастырей и даже члены китайской администрации и военные. В присутствии многих людей комната, в которой старика заперли семь дней назад, была открыта, но его тела там не обнаружили. Всё, что осталось в помещении, — это одежды, лежавшие на месте, где сидел святой, а также его волосы и ногти. Как пишет Намкай Норбу, таким же точно образом покинули этот мир и оба его «коренных» учителя — его родной дядя Тогдэн (в молодости бывший душевнобольным) и Чангчуб Дордже. Дочь Чангчуба Дордже также дематериализовала тело.[3][6]
Известны случаи дематериализации Сатьи Саи Бабы. В данном случае имеется виду появления человека одновременно в нескольких местах, а также дематериализация предметов. Некоторые независимые учёные пытались разоблачить чудеса Саи Бабы, в том числе и случаи дематериализации. Доказать или опровергнуть эти случаи им не удалось. Сатья Саи Баба дематериализацию проводит при скоплении большого числа народа, а это событие также записывается на видео. Про дематериализацию Саи Бабы было снято несколько десятков документальных фильмов.[7][8][9][10]
В Индии известны случаи дематериализации йогинов и тибетских монахов. Например дематериализация йогинов Лахири Махасая[11][неавторитетный источник?] и Джаймала Сингха[12][неавторитетный источник?]. Про случаи дематериализации индийских святых написано во многих древних текстах, зачастую дематериализация проходила при скоплении большого числа народа.[13][14][15]
Дематериализация.