23-10-2023
День начинается | |
Le Jour Se Lève | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
Жак Превер |
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор |
Морис Жобер |
Кинокомпания |
Les Films Vog |
Длительность |
93 мин |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0031514 |
«День начина́ется» (фр. Le Jour Se Lève) — фильм режиссёра Марселя Карне, снятый во Франции в 1939 году. Криминальная драма. Признан одним из основных примеров творческого направления французского кино, получившего название поэтический реализм.[1] Фильм попадал в десятку лучших картин мирового кинематографа по версии британского обозрения Sight & Sound.
Содержание |
В многоквартирном доме происходит убийство. Из комнаты мансардного этажа выползает незнакомец и, скатившись на несколько пролётов вниз, затихает. На требование прибывшей полиции открыть дверь, жилец — Франсуа (Габен), — с проклятиями выпускает несколько пуль из пистолета через дверь. Квартал блокируется жандармами. Чуть позже с крыши противоположного дома полицейские обстреливают комнату. В тёмном изуродованном жилище Франсуа вспоминает предшествующие события.
Он — простой рабочий литейного завода, однажды знакомится с симпатичной цветочницей (Лёрон), к которой сразу чувствует симпатию. У них много общего: схожие имена (девушку зовут Франсуаза), оба сироты и выросли в приюте. Уже через несколько недель их отношения перерастают в очень близкие. Одновременно Франсуа сожительствует с опытной и достаточно вульгарной актрисой по имени Клара (Арлетти). Её бывший муж — Валентин (Берри), дрессировщик цирковых собак, загадочным образом связан с Франсуазой, что окончательно запутывает отношения в любовном четырёхугольнике. Франсуа вызывает Валентина на разговор, и тот признаётся, что принимает участие в судьбе Франсуазы исключительно в качестве её отца. Молодой человек не верит циркачу.
Франсуа объясняется в любви Франсуазе и в тот же день объявляет Кларе о разрыве отношений. Та принимает это внешне спокойно. Чуть позже в квартиру молодого человека врывается Валентин и, не в силах противостоять Франсуа физически, пытается унизить его морально. В продолжительном монологе и поведении артиста много пафосно-театрального. Он, явно любуясь собой, сообщает, что пришёл убить Франсуа, демонстрирует пистолет. Валентин то трагически жалеет об ушедшей молодости, то с гнусной иронией двусмысленно намекает о прошлом Франсуазы, которая, конечно, не его дочь. Напряжение в комнате достигает пика. Франсуа выхватывает пистолет Валентина и стреляет в него.
Не рискуя ворваться в квартиру через дверь, полиция посылает двух жандармов на крышу с приказом забросать убежище молодого человека гранатами со слезоточивым газом. Они не успевают выполнить задание. Франсуа стреляет себе в сердце.
Номинация в 1939 году на Кубок Муссолини — в тот период главный приз Венецианского кинофестиваля.
Самые большие высоты Карне в романтическом экспрессионизме были достигнуты без значительных инвестиций в сценографию. По существу в фильме есть только четыре значимых персонажа, и каждый из них доводит свою роль до совершенства. Как и в предыдущем фильме Карне и Превера «Набережная туманов»(1938), в этой картине снялся Жан Габен, который не только стал ведущим французским актером того периода, но и почти знаковой фигурой поэтического реализма. В том, что делал Габен в этих фильмах было нечто подобное тому, что Джеймс Дин и Марлон Брандо предложили позднее в американских фильмах: чувственность и страстность, что лежало за пределами принятых театральных приёмов. Мы не только понимаем Габена, мы считаем, что он поступает нормально, мы отождествляем себя с ним, даже тогда, когда страсть ведёт его к совершению убийства.[2]
В 1947 году на основе картины «День начинается» режиссёром Анатолем Литваком снята американская версия фильма в стиле нуар под названием «Длинная ночь» (англ. The Long Night). Роль Франсуа исполнил Генри Фонда.
Фильм был запрещён к показу во Франции цензурой Режима Виши. Широкое признание получил после повторного выхода на экраны в 1945 году.[3]
День начинается.