Lt304888.ru

Туристические услуги

Дессау, Пауль

20-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Пауль Дессау
Paul Dessau
Основная информация
Дата рождения

19 декабря 1894

Место рождения

Гамбург, Германская империя

Дата смерти

28 июня 1979 (84 года)

Место смерти

Берлин, ГДР

Страна

 Германская империя
 Веймарская республика
 ГДР

Профессии

композитор

Аудио, фото, видео на Викискладе

Пауль Дессау (нем. Paul Dessau; 19 декабря 1894, Гамбург, — 28 июня 1979, Берлин) — немецкий композитор и дирижёр.

Содержание

Биография

Пауль Дессау родился в музыкальной семье: музыкантами были его дед и прадед по отцовской линии, дядя, Бернхард Дессау, был скрипачом и композитором; отец — рабочий табачной фабрики был певцом-любителем. Сам Пауль в 6 лет начал заниматься игрой на скрипке и уже в детском возрасте выступал в концертах, в 1908 году, 14 лет, дал свой первый сольный концерт[1][2].

В 1910—1912 годах Дессау учился в Берлине в Консерватории Клиндворта-Шарвенки, сначала по классу скрипки, однако вскоре педагог нашёл, что его руки для скрипки не годятся; в дальнейшем брал частные уроки игры на фортепиано и композиции[3]. С 1912 года был концертмейстером-репетитором оркестра и ассистентом главного дирижёра в оперном театре в Гамбурге, где ему довелось сотрудничать с Феликсом Вейнгартнером и Артуром Никишем[1][2].

В 1915 году Дессау был призван в действующую армию, воевал на Западном фронте — во Франции, позже служил в военном оркестре пехотного полка в Шлезвиге. После демобилизации в 1918 году вернулся в Гамбург, где писал музыку к пьесам Эриха Цигеля[4]. В дальнейшем Дессау работал в качестве коррепетитора и дирижёра в различных оперных и драматических театрах; в 1919—1923 годах был концертмейстером и капельмейстером в Кёльне у Отто Клемперера, затем в Майнце, с 1925 года в Берлине был первым капельмейстером при Бруно Вальтере в Городской опере[4][2]. С середины 20-х годов Дессау всё чаще выступал как композитор: в 1925 году он получил премию издательства музыкальной литературы за Концертино для скрипки, в 1927 году в Праге с успехом была исполнена его Первая симфония, под управлением Г. Штайнберга[2]. С 1928 года Дессау руководил камерным оркестром кинотеатра «Альгамбра» на Курфюрстендамм в Берлине, в том же году дебютировал как кинокомпозитор[1]. В конце 20-х годов написал музыку к ряду мультфильмов Уолта Диснея[3].

После 1933 года

После прихода нацистов к власти в 1933 году Дессау был вынужден эмигрировать; до 1939 года жил в Париже, сотрудничал с Эрнстом Бушем, писал песни, посвященные республиканской Испании и французскому Народному фронту, в том числе на стихи Бертольта Брехта — «Колонну Тельмана» и «Боевую песнь черных капоров» на текст из пьесы «Святая Иоанна скотобоен»[2][3]. В этот же период написал ряд сочинений, посвящённых иудаизму, в том числе ораторию «Хаггада» (Haggada) в 1936 году[3]. В Париже Десау познакомился с Рене Лейбовицем и с его помощью освоил 12-тоновую систему Арнольда Шёнберга[3].

В 1939 году, после начала Второй мировой войны, Дессау поселился в Соединённых Штатах, где сотрудничал с известными режиссёрами, в том числе с Уолтом Диснем и Альфредом Хичкоком, преподавал в музыкальных школах[1]. В 1942 году состоялось личное знакомство Дессау с Брехтом и началось их многолетнее сотрудничество[5].

В Восточном Берлине

По возвращении в 1948 году в Германию Дессау поселился в восточном секторе Берлина и принял активное участие в деятельности созданного Брехтом театра «Берлинер ансамбль», написал музыку к ряду спектаклей по пьесам Брехта, в том числе «Мамаша Кураж и её дети» (1946—1949), «Добрый человек из Сычуани» (1947), «Господин Пунтила и его слуга Матти» (1949), «Кавказский меловой круг» (1954). На сюжеты Брехта были написаны и первые оперы Дессау — «Осуждение Лукулла» (1949) и «Пунтила» (1960)[1], а также незавершённая «Святая Иоанна скотобоен» — в общей сложности он написал на тексты Брехта около 50 сочинений различных жанров[2].

Педагогическая деятельность Дессау, его стремление пробудить интерес к нетрадиционной музыке привело его к конфликту с культурной политикой СЕПГ: в 1951 году, как и другой композитор «Берлинер ансамбль», Ганс Эйслер, а в конечном счёте и сам Брехт, он был обвинён в «формализме»[6][5]. В частности, была предпринята попытка запретить постановку «Осуждения Лукулла» в Немецкой государственной опере по подозрению в «формализме»[7]. Брехт добился закрытого просмотра — «для отвестственных работников и художников»; просмотр, на который пришли президент ГДР Вильгельм Пик и премьер-министр Отто Гротеволь, состоялся 17 мая 1951 года — в тот самый день, когда было принято постановление ЦК СЕПГ «Борьба против формализма в искусстве и литературе, за прогрессивную немецкую культуру»[7]. Однако спектакль, поставленный дирижёром Германом Шерхеном и режиссёром Вольфгангом Фёлькером, произвёл сильное впечатление на присутствовавших; в ходе состоявшегося неделю спустя обсуждения Гротеволь дал указания по доработке оперы, но постановку разрешил[7].

С 1952 года Дессау был членом, а с 1959 года — вице-президентом Академии искусств ГДР; с конца 50-х годов он был профессором Восточно-Берлинского музыкального института[5]. Трижды — в 1953, 1956, 1965 годах — удостаивался Национальной премии ГДР[1].

Частная жизнь

Первой женой Пауля Дессау была Гудрун Кабиш; заключённый в 1924 году, брак распался в 1936-м. От Гудрун Кабиш Дессау имел двоих детей[5].

Его второй женой была многолетняя сотрудница Брехта писательница Элизабет Гауптман[5].

В третий раз Дессау женился в 1954 году — на театральном режиссёре и хореографе Рут Бергхауз; в 1971—1977 годах она была интендантом театра «Берлинер ансамбль»[8].

Творчество

Пауль Дессау работал в самых разнообразных жанрах, — помимо музыки к кинофильмам и театральным постановкам, он писал симфоническую и камерную музыку, оперы, хоры и оратории, песни — преимущественно для Эрнста Буша. Композиции 20-х годов были отмечены чертами неоклассицима и фольклорными элементами; во второй половине 30-х годов в ряде сочинений Десау применял свободно трактованную 12-тоновую технику, в частности в пяти «Двенадцатитоновых попытках» для фортепиано, «Мольбе о прощении» на стихи Ф. Гёльдерлина (1937), «Гернике» (1938)[3].

Сочинения

Оперы

  • Джудитта (Giuditta, 1910—1912, не завершена)
  • «Осуждение Лукулла» (Das Verurteilung des Lukullus, 1949, на основе радиопьесы Б. Брехта «Допрос Лукулла»)
  • «Пунтила» (Puntila, 1960, по пьесе Б. Брехта «Господин Пунтила и его слуга Матти»)
  • «Святая Иоанна скотобоен» (Die heilige Johanna der Schlachthöfe, 1961, по пьесе Б. Брехта, не завершена)
  • «Ланцелот» (Lanzelot, 1969, опера-сказка по пьесе Е. Шварца «Дракон»)
  • «Лило Херманн, студентка из Штутгарта» (мелодрама на текст Ф. Вольфа, 1953)
  • «Эйнштейн» (Einstein, 1969—1972)

Оратории

  • «Хаггада» (Haggada, на еврейский текст, 1936)
  • «Немецкое несчастье» (Deutsches Miserere, 1947)

Кантаты

  • «Хернбургский отчёт» (на стихи Б. Брехта, 1951)
  • «Выращивание проса» (для баритона, хора и оркестра, 1952)
  • «Еврейская хроника» (на текст И. Герлаха; совместно с Б. Блахером, К. А. Хартманом, X. Хенце и Р. Вагнером-Регени),
  • «Реквием памяти Лумумбы»

Оркестровые сочинения

  • Две симфонии (1926, 1964)
  • Памяти Брехта 1957)
  • Вариации на тему Баха (1964)

Камерная музыка

  • Концертино для скрипки, флейты, кларнета и рожка (1924)
  • 7 скрипичных квартетов
  • «Двенадцатитоновые попытки» (5 пьес для фортепиано, 1937)

Примечания

  1. ↑ Дессау П. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973—1982.
  2. ↑ Пауль Дессау. Музыкальный словарь. Belcanto. Архивировано из первоисточника 18 января 2013. Проверено 15 декабря 2012.
  3. 1 2 3 4 5 6 Пауль Дессау // 100 композиторов XX века (перевод с немецкого). — Урал LTD, 1999. — С. 62. — ISBN 5-8029-0084-9.
  4. ↑ Paul Dessau - Komponist. CineGraph — Lexikon zum deutschsprachigen Film. Архивировано из первоисточника 18 января 2013. Проверено 15 декабря 2012.
  5. 1 2 3 4 5 Пауль Дессау // 100 композиторов XX века (перевод с немецкого). — Урал LTD, 1999. — С. 63. — ISBN 5-8029-0084-9.
  6. Brecht, Bertolt // Wer war wer in der DDR?. — Berlin: Ch. Links, 2010. — В. 1. — ISBN 978-3-86153-561-4..
  7. 1 2 3 Шумахер Э. Жизнь Брехта = Leben Brechts. — М.: Радуга, 1988. — С. 226—228. — ISBN 5-05-002298-3
  8. Geschichte  (нем.). Berliner Ensemble (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 20 ноября 2012. Проверено 19 ноября 2012.

Литература

  • Fritz Hennenberg Dessau — Brecht. Musikalische Arbeiten. — Berlin: Henschel, 1963.
  • Fritz Hennenberg Paul Dessau. Eine Biographie. — Leipzig: VEB Deutscher Verlag für Musik, 1965.
  • Fritz Hennenberg Paul Dessau für sie porträtiert. — Leipzig: VEB Deutscher Verlag für Musik, 1974.
  • Klaus Angermann Paul Dessau — Von Geschichte gezeichnet. — Symposion Paul Dessau Hamburg 1994. — Hofheim: Wolke, 1995.

Ссылки

  • Пауль Дессау на Classic-online.ru

Дессау, Пауль.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01