Lt304888.ru

Туристические услуги

Десять негритят (фильм, 1987)

04-09-2023

Перейти к: навигация, поиск
Десять негритят
Жанр

детективный триллер

Режиссёр

Станислав Говорухин

Автор
сценария

Станислав Говорухин по одноимённому роману Агаты Кристи

В главных
ролях

Татьяна Друбич
Владимир Зельдин
Александр Кайдановский
Алексей Жарков
Анатолий Ромашин
Людмила Максакова
Михаил Глузский
Алексей Золотницкий
Ирина Терещенко
Александр Абдулов

Оператор

Геннадий Энгстрем

Композитор

Николай Корндорф

Кинокомпания

Одесская киностудия

Длительность

137 минут

Страна

 СССР

Язык

русский

Год

1987

IMDb

ID 0092879

«Десять негритят» — художественный двухсерийный фильм Станислава Говорухина по одноимённому роману Агаты Кристи. Этот фильм уникален тем, что, в отличие от ранних британских и американских экранизаций, здесь сохранено исходное название романа Агаты Кристи, под которым он выходил при её жизни; впоследствии название было заменено из соображений политкорректности. Дело в том, что пьесу на основе этой книги писательница назвала «… И никого не стало» (англ. And Then There Were None — строчка детского стихотворения из романа), а «негритята» (little niggers) в тексте (США) были заменены на «маленьких индейцев» (little indians)[1]. Экранизация сохранила пессимистический характер концовки романа, не были изменены ни персонажи, ни их прошлое.

Сюжет

«Десять негритят»

(по тексту сценария фильма)

Десять негритят решили пообедать,
Один вдруг поперхнулся, и их осталось девять.

Девять негритят, поев, клевали носом,
Один не смог проснуться, и их осталось восемь.

Восемь негритят пошли гулять затем,
Один не возвратился, и их осталось семь.

Семь негритят махали топором,
Один себя перерубил, остались вшестером.

Шесть негритят стали в улей играть,
Одного ужалил шмель, и их осталось пять.

Пять негритят судейство учинили,
Засудили одного, осталось их четыре.

Четыре негритёнка пошли купаться в море,
Один попался на приманку, и их осталось трое.

Пошли в зверинец погулять все трое,
Одного загрыз медведь, и их осталось двое.[2]

[3]

Последний негритёнок посмотрел устало,

Повесился, и никого не стало.

Несколько человек, никогда ранее не встречавшихся друг с другом, приезжают на уединённый Негритянский остров. Среди них отставной военный, врач, учительница, полицейский, судья, пожилая леди — люди из самых разных слоёв общества. Большинство приехало по приглашению, присланному от имени не особенно близкого знакомого, причём во всех случаях инициалы пригласившего — А. Н., а фамилия — Оуэн.

Приехав, они с удивлением обнаруживают, что хозяина, приславшего приглашение, на острове нет, а в доме хозяйничают слуги, не имеющие представления, кто их нанял. Из-за испортившейся погоды связь с материком прерывается; лодка, привёзшая их, не возвращается. Приехавшие размещаются в доме, решая ждать, пока ситуация не прояснится.

На первом же совместном обеде начинается необъяснимое: вдруг незнакомый голос стал зачитывать обвинение, по которому каждый из присутствующих обвиняется в убийстве одного или нескольких людей, которое он, по словам говорящего, совершил в прошлом. Оказывается, это говорил граммофон, установленный за шторой, а обращение записано на пластинку, имеющую странное название — «Лебединая песня». Пластинку поставил слуга, согласно письменным инструкциям нанимателя; слуги — муж и жена, тоже находятся в числе обвиняемых. Все потрясены, никто, кроме капитана Филиппа Ломбарда, не хочет признавать, что сказанное о нём — правда, но осведомлённость неизвестного поражает.

Затем один из гостей, Марстон, выпив виски, падает мёртвым. Очевидно, напиток отравлен. Через некоторое время обнаруживается, что из стоящих на подносе десяти фигурок негритят одна пропала. Гости вспоминают, что во всех спальнях дома на стене висит табличка с детской считалочкой про десять негритят, которые по одному погибают различным образом. И понимают, что фамилия и инициалы пригласившего их на остров человека — А. Н. Оуэн — не что иное, как англ. Unknown (Неизвестный).

Первый из негритят, согласно тексту считалочки, должен был «поперхнуться». Через некоторое время погибает миссис Роджерс (умерла во сне), затем генерал Макартур (не вернулся с прогулки). Каждый следующий умирает смертью, которая соответствует очередной строчке из считалки. После каждой смерти с подноса пропадает ещё одна фигурка. Никаких сомнений быть не может — на острове действует маньяк, решивший уничтожить приглашённых. Попытка обыскать остров ни к чему не приводит. Гостям становится ясно, что убийца — один из них. Взаимные подозрения нарастают по мере того, как умирают люди. Постепенно выясняется, что все высказанные обвинения — правда. Каждый из заманённых на остров виновен в смерти по крайней мере одного человека и ранее не понёс за это наказания.

Никто из них так и не узнал, кто истинный убийца, кроме самого убийцы, судьи Уоргрейва, решившего свершить истинное правосудие — в том числе и над самим собой — и совершившего его по точно задуманному плану.

На лицензионном DVD фильм выпустила фирма «CP Digital».

В ролях

Съёмочная группа

Отступления от романа

  • Обвинения: «Обвинитель» на пластинке не у всех гостей называет полные имена. Не названы имена генерала Макартура (Джон), доктора Армстронга (Эдуард) и капитана Ломбарда (Филипп). Также в обвинении не указаны даты преступлений, совершённых Марстоном (14 ноября), супругами Роджерс (6 мая 1929) и генералом Макартуром (4 февраля 1917). Кроме того, «Обвинитель» только Веру Клейторн называет полным именем (Вера Элизабет Клейторн), всех остальных он называет либо только по фамилиям, либо неполным именем. Жертву доктора Армстронга в фильме зовут Мэри Клинз и она умерла 14 марта 1929 года, в книге её зовут Луиза Мэри Клинз и там она умерла 14 марта 1925 года.
  • Обстоятельства смерти генерала Макартура. В фильме Вера Клейторн зовёт всех к месту убийства генерала. В романе же дело обстояло иначе. Гости собрались на обед, отсутствовал только генерал. Доктор Армстронг вызвался привести его, однако он очень скоро вернулся и сообщил, что генерал мёртв. Это обстоятельство позволило Вере заподозрить доктора: он мог убить генерала, когда шёл позвать его на обед.
  • Любовная сцена между Верой и Филиппом: испуганная девушка приходит полуодетой в комнату соседа за защитой и ободрением, и тот без особого труда увлекает её в постель. В романе все постояльцы острова настолько напуганы, что провели последнюю ночь в одиночестве, забаррикадировав двери. Благодаря этой сцене становится возможным ещё одно отступление от текста романа. В романе вновь подброшенный револьвер обнаруживает сам Ломбард. В фильме же пистолет (вместо револьвера в фильме Ломбард привозит пистолет системы «Беретта») находит Вера, когда Ломбард просит её подать ему из ящичка ночного столика спички. Сама же любовная сцена между Ломбардом и Верой — это отсылка к экранизациям романа 1965 и 1974 годов, где эта сцена присутствует, правда в более романтической версии.
  • Обстоятельства самоубийства Веры Клейторн. В фильме Вера — увидев приготовленную ей петлю — приходит в ужас, впадает в истерику и по велению совести — как лично воспринимаемое ею справедливое наказание — вешается. В романе же Вера чувствует на себе взгляд «воскресшего» судьи, но думает, что это Хьюго, её возлюбленный, следит за ней и хочет, чтобы она повесилась.
  • Мотивация настоящего убийцы: в романе Агаты Кристи он тешил себя тщеславной мечтой совершить преступление, которое никто не сумеет раскрыть. Кроме того, его с детства тянуло к убийству в равной степени с чувством справедливости: он не мог допустить, чтобы по его вине пострадало невинное существо, поэтому у него возникла мысль о возмездии. К тому же он узнал, что смертельно болен, и ему осталось прожить не более года. Обвинение в его собственный адрес являлось фальшивым (осуждённый Эдвард Ситон был действительно виновен), и судья предполагает, что этот факт может способствовать разгадке произошедшего. Десятым осуждённым на самом деле стал Айзек Моррис, торговец наркотиками, которого судья использовал как посредника в покупке острова и приглашении гостей. В фильме судья, возможно, и правда виновен в несправедливом приговоре и своё самоубийство вместе с убийством остальных девяти ушедших от правосудия преступников рассматривает как искупление.
  • Обстоятельства самоубийства судьи. В фильме он сжёг парик и мантию в камине, а затем тут же у камина застрелился. В романе после самоубийства Веры он перенёс к стене стул, на который вставала Вера, чтобы повеситься, затем написал всё объясняющую записку, запечатал в бутылку и бросил в море. Затем лёг на свою кровать (где его, якобы мёртвого, ранее оставили лежать), обернул руку платком и застрелился из пистолета Ломбарда, прицепленного к натянутой резинке, с таким расчётом, чтобы после выстрела, когда рука отпустит пистолет, тот отлетит к двери, далеко от трупа, платок упадёт на пол, резинка от удара слетит с дверной ручки и повиснет на очках, придавленных телом. Убийца знал, что когда обнаружат трупы, определить точное время смерти будет невозможно. В результате по положению трупа и окружающих предметов решат, что он был убит точно в соответствии с записями тех, кто остался в живых после его «смерти». Таким образом, его участие в дальнейших событиях не обнаружится, и преступление останется нераскрытым.
  • Расследование убийств: В фильме не показано расследование происшествия на острове, на котором нашли десять трупов, не упоминается, что доктор Армстронг вёл дневник, по которому и шло следствие.

Факты о фильме

В Викицитатнике есть страница по теме
Десять негритят (фильм, 1987)
  • Фильм снимался в посёлке городского типа Гаспра, на территории «Ласточкиного гнезда», известного памятника архитектуры Южного берега Крыма (неоднократно показан вход в здание и терраса вокруг него). Однако так как «Ласточкино гнездо» имеет очень небольшие размеры, съёмки в помещениях производились в Воронцовском дворце[4].
  • В начале фильма катер с гостями проплывает мимо одной из скал, находящихся в открытом море в акватории Гурзуфа, затем катер причаливает к скале Дива в Симеизе. Там же проходили съёмки лестницы, по которой гости поднимались к дому на острове.
  • Фильм начинается с кадра, где чья-то рука расставляет на серебряном подносе фарфоровых негритят. При внимательном рассмотрении можно увидеть в отражении серебряного подноса лицо человека, расставляющего фигурки. Это сам режиссёр фильма Станислав Говорухин, курящий сигару.
  • Татьяна Друбич параллельно снималась в фильме «Асса» и не могла остаться на съёмки финальной сцены. Поэтому, когда судья входит в комнату и видит тело Веры, в кадре сняты ноги одной из ассистенток. Причём если в момент убийства Ломбарда на Вере были чёрные чулки, то на повесившейся Вере они телесного цвета.
  • Эмили Брент дважды произносит цитаты из другого произведения Агаты Кристи — знаменитой пьесы «Мышеловка»: первый раз, когда говорит миссис Роджерс о том, что в доме завёлся жучок (в «Мышеловке» аналогичные слова произносит миссис Бойл); и второй раз, когда говорит Вере Клейторн о том, что прошлое касается её ровно настолько, насколько она сама этого хочет (в «Мышеловке» точно такие же слова произносит мисс Кейсуэлл).
  • В фильме не произносится предпоследний куплет считалочки о негритятах. В том же переводе, который использован в картине, он звучит так: «Двое негритят легли на солнцепёке: / Один сгорел — и вот один, несчастный, одинокий».
  • В 1983 году Владимир Зельдин сыграл в другой экранизации по мотивам романа Агаты Кристи «Карман, полный ржи» — фильме «Тайна «Чёрных дроздов»».

Примечания

  1. И негритят не стало… (рус.). Комсомольская правда. Проверено 12 февраля 2016.
  2. Строчка в фильме встречается дважды. Во второй раз вместо слова «загрыз» произносится слово «схватил».
  3. Девятая часть считалки в фильме не озвучена, а текстовый её вариант на табличках в доме — на английском языке.
  4. Десять негритят (рус.). Сайт «Кино, снятое в Крыму». Проверено 12 февраля 2016.

Ссылки

  • «Десять негритят» на сайте «Наш Фильм»
  • «Десять негритят» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • «Десять негритят» (англ.) на сайте Internet Movie Database

Десять негритят (фильм, 1987).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01