05-10-2023
Джакомо Бароцци да Виньола (Il Vignola; наст. имя Якопо де Бароцци; 1507—1573), итальянский теоретик и архитектор позднего Ренессанса.
Родился в маленьком городке Моденского герцогства — Виньоле. Свой творческий путь начинает в Болонье, где занимается живописью и одновременно выполняет по частным заказам рисунки для инкрустаций. Однако, по его собственным убеждениям, живопись не была его призванием[1]. Большой интерес он проявляет к архитектуре и в связи с этим изучает правила перспективных построений.
В 1530 году Виньола переезжает в Рим, где некоторое время проходит обучение у Бальдассаре Перуцц и и занимается изучением античных памятников. В это же время он начинает работать над трактатом «Правило пяти ордеров архитектуры» (итал. Regola delli cinque ordini d’architettura). По рекомендации папского зодчего Меличини, Виньола поступает в Витрувианскую академию (Accademia vitruviana della Virtù), которую затем и возглавит в период расцвета своей творческой деятельности.
В 1540 году после знакомства с архитектором французского короля Франциска I, вместе с Франческо Приматиччо Виньола отправляется во Францию, где совместно с Себастьяно Серлио они работают на строительстве дворца в Фонтенбло. Помимо этого Виньола делает бронзовые копии и слепки античных скульптур.
Вернувшись в 1543 году в Болонью, в течение четырёх лет (1543—1547) Виньола строит несколько небольших сооружений, среди которых палаццо Бокки, Фрокки и Каза Массеи . Все они вполне оригинальны по своей архитектурной организации, их наружный облик отличает простота исполнения, планы по большей части симметричны.
В это же время Виньола принимает участие в конкурсе создания проектов фасада для недостроенного собора Сан-Петронио (итал. Basilica di San Petronio), строит судоходный канал от реки По к Болонье и мост через реку Самоджа.
С 1547 года Виньола, уже известный мастер, возводит в окрестностях Рима несколько церквей, среди которых — церковь в Маццано, Санта-Кристина (итал. chiesa di Santa Cristina), Сан-Оресто и Мадонна дель Пьано (итал. сhiesa di Madonna del Piano). Здесь нет ещё и следа барочных тенденций. Виньола использует простые планы, сдержанные композиции и минимум декоративных средств.
В 1550—1555 годах Виньола вновь работает в Риме, главным образом над строительством и обустройством виллы Папы Юлия III — так наз. Виллы Джулия (итал. Villa Giulia). Совместно с Виньолой над заказом папы работали Бартоломмео Амманати и Джорджо Вазари.
Архитектурный ансамбль виллы состоит из нескольких закрытых помещений и анфилады замкнутых дворов с портиками, камерным нимфеем с водоёмами и садом, связанных разнообразными переходами и лестницами. Из элементов, слагающих ансамбль виллы, наиболее спокойным и близким к классике является внешний фасад главного здания, в декоре которого присутствуют основные средства архитектурного оформления: полуколонны, пилястры, ниши и руст. Остальные участки стены оставлены практически гладкими. Подобное неравномерное распределение композиционных средств, а также динамика живописно сменяющихся сценических перспектив всего ансамбля являются признаками барочных тенденций. Кроме того, склонность Виньолы к необычным элементам и криволинейным очертаниям (дугообразные и овальные планы), казалось бы, связывают архитектора с течением маньеризма, к которому, всё же его творчество (вопреки мнению некоторых исследователей) отнести нельзя[2].
Неподалеку от виллы Джулия, к 1554 году Виньола возводит небольшую церковь Сант-Андреа виа Фламиниа (итал. сhiesa di Sant’Andrea sulla via Flaminia). Её главный фасад выглядит так, «будто на гладкой поверхности стены исполнен четко прорисованный чертеж античного портика». Однако прямоугольный объём храма впервые был увенчан овальным куполом[3]. Во внутреннем облике церкви нефы были перебиты стенами. Впоследствии, в эпоху распространения барокко, подобные динамичные планы получат широкое распространение.
Около 1555 года Виньола приступает к проектированию виллы Фарнезе на Палатине, реализуя себя в области садово-парковой архитектуры. От грандиозного ансамбля сохранился лишь входной портал и верхний фонтан.
К 1558 году Виньола получает от кардинала Александра Фарнезе заказ на строительство замка Капрарола близ Витербо. Первоначально над данным проектом работали Перуцци и Антонио Сангалло Младший, однако им не удалось завершить строительство. Замок Капрарола близ Витербо — одно из наиболее известных сооружений Виньолы в области дворцовой архитектуры. К 1573 году, сохранив первоначальный пятиугольный план замка с круглым внутренним двором на фундаменте настоящей крепости, Виньола придал ему вид роскошного жилища дворцового типа.
Композицию фасадов замка, украшенных ордером, отличает присущая классике благородная сдержанность и величие. Впечатление усиливает и территориальное положение замка на склоне высокого холма. Со строгим внешним обликом замка контрастирует внутренний двор, с двумя ярусами кольцевых арочных галерей, перекрытых сводами. Для подъёма на второй этаж служит размещённая в одном из углов замка эффектная винтовая лестница, опирающаяся на парные колонны. В её композиции великолепно выражена барочная идея вечного движения. Ещё одна система широких лестниц соединяет замок с внешним парком, к изящному садовому павильону — «казино».
Таким образом, этот период творчества Виньолы характеризует сочетание глубокого интереса к античной классике и введение протобарочных архитектурных приемов. Архитектор сделал важный шаг в разработке новых типов сооружений — виллы, предназначенной для отдыха, загородного замка-дворца и нового типа церковного здания.
Ещё одной грандиозной, но незаконченной работой является палаццо Фарнезе в Пьяченце. Этот проект, начатый в 1558 году Чезаре Пачотти, был передан Виньоле после того, как строительство свернули из-за переезда Пачотти во Францию.
После смерти Микеланджело в 1564 году, Виньола занимался работами по возведению двух малых куполов собора Святого Петра. Для того, чтобы замыслы Микеланджело были воплощены без каких-либо изменений за ходом работ, по приказу папы, наблюдал Джорджо Вазари.
В 1568 году было начато наиболее известное произведение Виньолы в области церковной архитектуры — главная церковь Ордена Иезуитов Иль Джезу (итал. сhiesa del Sacro Nome di Gesù). Архитектор намеренно отказывается от центрической схемы Высокого Возрождения и вновь возвращается к базиликальному типу раннехристианских церквей Рима. После смерти Виньолы строительство завершил Джакомо делла Порта в 1584 году. Эта церковь считается первым храмом Рима, построенном в стиле барокко[4]. Её композиция на долгое время стала каноном для храмов иезуитского ордена, строившихся по всей Европе[5] и в колониях.
Одно из последних произведений Виньолы — небольшая церковь Санта-Анна деи Палафреньери (итал. Chiesa di Sant’Anna dei Palafrenieri), строительтво которой было начато в 1572 году. Здесь архитектор вновь экспериментирует с овальным куполом, ставя его на этот раз, над овальным кораблем.
В творческой практике Виньолы его фонтаны (на площади делла Рокка в Витербо, в Баньяйе и др.) занимают особое место. «Чрезвычайно разнообразные по замыслу и форме, нередко тонко противопоставляющие строго тектоническую композицию динамике льющейся воды»[6], они удачно обыгрывают тему вечного движения и позволяют ощутить признаки динамичного барокко.
Из теоретических трудов Виньолы наибольшую известность получил его трактат «Правило пяти ордеров архитектуры» (итал. Regola delli cinque ordini d’architettura), в основу которого положено доскональное изучение античных памятников и трактата Витрувия. Практический характер и простота изложения данного сочинения обусловил его популярность среди архитекторов вплоть до середины XIX в. Впервые трактат был опубликован в Риме в 1562 году.
Другой важный трактат Виньолы «Практические правила перспективы» (итал. Le due Regole della prospettiva pratica) был опубликован посмертно в 1583 году Игнацио Данти.
Несмотря на то, что в ряде случаев возведение некоторых сооружений он вел в соавторстве с другими мастерами, Виньола сумел сохранить свой индивидуальный стиль, явственно различимый в его произведениях, которые отличают классически ясные и уравновешенные композиции.
Творчество Виньолы «во многом ещё близко классическим принципам Возрождения, но многие композиционные приемы мастера получили широкое распространение лишь позднее. Так, в барочной архитектуре были подхвачены динамические качества и глубинное развитие композиций, его умение работать с большими архитектурными массами, а строгая логичность его ордерных композиций сыграла большую роль в архитектуре классицизма по всей Европе»[7].
Джакомо да Виньола.