13-06-2023
Джон Джервис, 1-й граф Сент-Винсент | |||
John Jervis, 1st Earl of St Vincent | |||
Дата рождения | |||
---|---|---|---|
Место рождения |
Мифорд Холл, графство Стаффордшир |
||
Дата смерти | |||
Место смерти | |||
Принадлежность | |||
Род войск | |||
Годы службы | |||
Звание | |||
Командовал |
HMS Alarm |
||
Сражения/войны |
Тулон |
||
Награды и премии |
|
||
В отставке |
Адмирал Флота (с 1821) |
Джон Дже́рвис, 1-й граф Сент-Винсент (англ. John Jervis, 1st Earl of St Vincent; 9 января 1735, Мифорд, графство Стаффордшир — 14 марта 1823, Рочеттс, графство Эссекс) — британский адмирал эпохи революционных и Наполеоновских войн. Член Парламента в 1783−1794 годах. В промежутке между Американской и Французской революционными войнами Джервис отслужил три срока от партии вигов, но после 1794 не избирался.
Добровольно поступил на флот в 1749 году, в 1755 году произведён в лейтенанты. С 1760 — полный капитан. Участвовал в войне против восставших штатов Северной Америки 1775−1783, командовал английским флотом, действовавшим против Франции и Испании в Вест-Индии (1793−1795) и Средиземном море (1796−1799). С 1788 года — коммодор. 24 сентября 1787 года сэр Джон был произведен в чин контр-адмирала синей эскадры[1], а 21 сентября 1790 года — в чин контр-адмирала белой эскадры[2]. С 1795 — адмирал. В феврале 1797 года разбил превосходящие силы испанского флота при мысе Сент-Винсент. За эту победу 27 мая 1797 жалован бароном и эрлом (графом) Сент-Винсент.[3] Суровостью и предусмотрительностью предотвратил распространение матросских восстаний на свои корабли. 14 февраля 1799 года граф Сент-Винсент был произведен в чин адмирала белой эскадры[4], 26 августа 1800 года — чин генерал-лейтенанта морской пехоты[5], а 9 ноября 1805 года — в чин адмирала красной эскадры[6]. В 1800−1801 и 1806−1807 годах командовал флотом метрополии в Английском канале.
В 1801−1803 годах — Первый лорд Адмиралтейства. Лордство Сент-Винсента отмечено двумя переменами в политике Адмиралтейства: возвращением к ближней блокаде и отказом от строительства «больших» 74-пушечных кораблей.
Политика дальней блокады, которую проводил до него Хау, позволяла французским эскадрам периодически прорываться в Атлантику. Находившийся в укрытии (обычно в Торбее) Флот канала получал известие с задержкой. Неизбежно следовала погоня без гарантии успеха[7]. По замыслу Сент-Винсента, противника следовало перехватывать прямо на выходе. На практике и это не всегда удавалось: побережье Биская чаще всего подветренное, и в шторм блокадные силы вынуждены были оттягиваться мористее, или рисковали быть выброшены на берег. Несомненно, однако, что морская выучка в таких условиях оттачивалась до непревзойденной высоты[8].
Что касается кораблестроения, он считал что надо тверже проводить политику экономии, где движущей силой было стремление максимально увеличить численность флота при заданном бюджете. 74-пушечные корабли были становым хребтом линии баталии. И хотя французские призы, по образцу которых строились «большие» 74-пушечные, каждый по отдельности превосходили британские аналоги, Сент-Винсент полагал их строительство непозволительной роскошью и отвлечением ресурсов от главного[8].
С 1807 года — лорд Сент-Винсент в отставке, однако 7 мая 1814 года был произведен в чин генерала королевской морской пехоты[9].
Джервис, Джон.