Lt304888.ru

Туристические услуги

Джинны

31-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
Древнеассирийский каменный рельеф, изображающий джинна

Джинны (араб. جن‎‎, по одной версии, от лат. genius «дух», по другой — от арабского «иджтинан», что означает «скрытность, невидимое сокрытие»), в исламе и в доисламскую эпоху — духи, созданные из чистого бездымного пламени, не воспринимаемые ни одним из 5 основных чувств человека, живущие параллельно с людьми, но появившиеся раньше них и так же восприимчивые к вере/неверию в Бога.

Джинны часто упоминаются в Коране, где есть также целая сура (глава) «Джинны». В то время как христианство утверждает, что Люцифер был ангелом-херувимом, восставшим против Бога, ислам утверждает, что Иблис был джинном, которому была предоставлена особая привилегия жить среди ангелов до своего восстания. Они существуют параллельно с людьми — рождаются, женятся, размножаются, умирают и будут воскрешены для суда пред Творцом за их деяния, после чего попадут в ад или в рай. Среди них есть верующие и неверующие в Аллаха. Последние являются помощниками сатаны. Джинны несравнимы с людьми по силе, мощи, скорости и возможностям. Могут принимать как положительные, так и отрицательные облики.

…и создал джиннов из огненного пламени.
Коран, 55:15

Сподвижник Пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Первыми (до появления рода человеческого) на Земле были поселены джинны. После того как в своей аморальности и вражде они перешли все возможные границы, Всевышний ниспослал к ним Иблиса (Сатану, который на тот момент ещё не был проклят и, являясь ученейшим и набожным джинном, был вхож в окружение ангелов) и некоторое количество ангелов, которые силой остановили бесчестие и войны. Затем был сотворен АдамЕва[1].

Существует четыре вида джиннов: ифрит, гуль, силат, марид (малик). Самыми могущественными из них являются ифриты. Гуль — существо из арабских мифов, оборотень, обитающий в пустыне и питающийся свежей мертвечиной. Мариды (Малики) — джинны воздуха, рациональные и разумные создания, номинальные монархи всех джиннов.

В до исламской культуре

Согласно археологических находкам, в северо-западной Аравии люди поклонялись джиннам как богам. В древней Пальмире люди поклонялись «джиннаям» — хорошим богам.[2] В частности тот факт, что раньше арабы-язычники поклонялись джиннам, как к богам указывает сура из Корана:

Они установили родство между Ним [Аллахом] и джиннами, но джинны знают, что они будут собраны [для наказания]
Коран, 37:158

В римской мифологии аналогом джиннов выступали гении или даймоны др.-греч. δαίμων (демоны) в греческой культуре.

Джинны в исламе

Согласно вероучениям ислама, Аллах создал три вида разумных существ: Ангелов из света, людей из глины и джиннов из палящего пламени.[3] Слово происходит от арабского слова джанна,(скрытый). Таким образом джинны невидимы для людей.

…Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи. А еще раньше Мы сотворили джиннов из палящего пламени
Коран, 15:26

Как гласит вероучение ислама, джинны, как и люди имеют выбор быть праведными или пойти по пути тьмы.

…Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне
Коран, 51:56

Таким образом среди джиннов есть праведные (мусульмане) и отступники, которые служат сатане, известные, как шайтаны. Многие джинны приняли ислам, когда услышали чтение Корана пророка Мухаммеда:

…Скажи: «Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана и сказали: «Воистину, мы слышали удивительный Коран. Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него и не будем приобщать сотоварищей к нашему Господу
Коран, 72:1-2

Мусульмане верят, что многих людей ко лжи и многобожеству склонил Иблис (аналог Люцифера в христианстве или сатаны), джинн, который лично был избран Аллахом жить в небесах вместе с ангелами, однако ослушался приказа Бога и был изгнан из небес.

Сатана [Иблис] стремится к тому, чтобы все люди стали многобожниками. Его цель - завести людей в ад. "Разве Я не заповедал вам, сыны Адама, чтобы вы не поклонялись сатане? Ведь он для вас враг явный! И чтобы поклонялись Мне. Это - прямой путь. Он сбил с пути многие народы. Разве вы не уразумели?
Коран, 36:60-62

Джинны во многом схожи с людьми, они нуждаются в пище женятся, имеют детей и умирают, Бог посылал им тоже пророков.[4][5] Хотя продолжительность жизни джинна гораздо больше, чем человека. Как и люди джинны предстанут перед великим судом и праведные среди них попадут в рай.[6]

Джинны способны представать перед человеком в облике человека, животного или растения. Также джинны способны овладевать разумом и телом живых существ, иногда они делает это с целью нанесения вреда, или если влюбляется в человека. И для того, чтобы обезопасить себя от нежеланного контактом с джинном, мусульманин должен чаще читать Коран дома. Если джинн всё-таки вселился в человека, его можно изгнать только именем Аллаха. Злые джинны или шайтаны склоняют человека к порокам, и идолопоклонничеству. Чтобы джинн не смог проникнуть в дом, перед входом мусульманин говорит «бисмиллях».

Изображение джиннов из рукописей Али: Дворец Голестан

Социальная организация джиннов во многом схожа с человеческими. У них есть свои семья, дети, цари, суды, свадьбы и прочие ритуалы.[7] Некоторые хадисы делят джиннов на 3 вида: те, кто умеют летать, похожих на змей, собак и тех, что непрерывно путешествует.[8] Абдуллах ибн Масуд, сопровождающий пророка Мухаммеда, отмечал, что когда джинны прибыли слушать чтение Корана пророка, он видел их лично и охарактеризовал, как существ, похожих на различные живые формы от гадов и змей, до высоких людей в белых одеждах.[9] Джинны могут принимать облик драконов, диких ослов и ряда других животных.[10] Иногда джинн принимает облик человека, чтобы ввезти в заблуждение людей.[11] Некоторые хадисы также утверждают, что джинны могут жить на костях, воссоздав плоть и питаться навозом.[12]

Ибн Таймия определял всех джиннов, как невежественных, неправедных и склонных к предательству,[13] таким образом придерживаясь радикальных вероучений салафизма.

Ибн Таймия также утверждал, что джинны воплощают магию, которую призывают неправедные маги, сотрудничая с ними, обеспечивают «скрытой истинной» гадалок и имитируют голоса умерших людей во время сеансов.[13]

В 33 стихе Суре Ар-Рахмана Бог упоминает, что джинны способны попадать за границу вселенной, однако только по божьей воле. Если же джинн по своей воле захочет войти за пределы неба и подслушать божественные указы ангелов, то если окажется замеченным, будет низвергнут на землю.

Джинны Соломона

Как утверждает Коран, Соломон, один из самых великих правителей израильского царства получил силу от Бога, способную повелевать самыми могущественными джиннами. В христианстве они более известны, как Демоны Гоетии, с помощью джиннов, Соломон велел им исполнять разные обязанности в зависимости от их способностей и наказывал за неповиновение.

…И видели, как Всевышний подчинил Сулейману, мир ему, джиннов, и подчинил ему ветер, подчинил ему горы и птиц, которые прославляли вместе с ним. И подчинил ему медь: ﴾Мы заставили для него течь источник меди﴿
Коран, 34:12

Соломон заставлял работать джиннов усердно, много и наказывал на неповиновение. Для того, чтобы джинны продолжали работать, Соломон после смерти оставил свой посох в вертикальном положении, чтобы джинны думали, что он продолжает наблюдать за ними:

Стоял и наблюдал за ними, было ему тогда 52 года, принудительно работали дни, а он смотрел на них, несколько дней и они не отдыхали. Потом он взял свой посох, положил свои ладони на посох, положил свою голову на ладони, опирался на посох и наблюдал за ними. Они же работали, боялись его, когда он находился в этом положении, умер, глаза же его оставались открытыми, джинны продолжали работать, думали, что он жив. Пришел его наместник, понял, что он умер, однако показал, что он жив, как будто он шепчет в его ухо и уходит, и так он возвращался каждый день. Джинны продолжали принудительно работать, Сулейман, мир ему, стоит, не шевелился целый год, находясь в таком положении. Джинны же сильно работают, удивляются, весь год не шевелится, не ест, не разговаривает, но стоит, открыл глаза и наблюдает? Они шепчутся друг с другом, быть может, он умер, но боятся, что может что-нибудь сделать. Тогда Аллах послал термита, который ест дерево, и он стал есть посох, когда посох ослаб, упал, мир ему. Посох сломался и он упал, и джинны поняли, что он уже мертв год
Коран, 34:14

Джинны в фольклоре

Джинн из сказки о рыбаке: Тысяча и одна ночь

Джинны встречаются практически во всех фольклорах мусульманских стран, которые берут своё фактическое начало в эру Аббасидского халифата, где появилось современное понятие джинн, а женщина — джинири. Существовали в то время и легенды о джинири, например, о Джейхал Джинири.

Джинны являются действующими лицами в сказках «Тысячи и одной ночи» и др. Чаще джинны выступают виновниками всяких бедствий: болезней, внезапной смерти, или, наоборот, помогают людям. Женщины-джинны заманивают мужчин.

Один из главных аспектов мусульманского мистицизма — попытки подчинить себе джиннов и использовать их способность творить чудеса. По сей день широкой популярностью пользуются книги-руководства по покорению джиннов.

В азербайджанских сказаниях джинны любят верховую езду: они тайком садятся на лошадей и скачут до тех пор пока те не придут в изнеможение. Хозяева лошадей, чтобы поймать джинна и наказать его, мажут спины лошадей смолой и пускают в их поле. Когда джинн садится на лошадь, то прилипает к его спине и не может освободиться. Страшным наказанием для джинна считается, если воткнуть в его тело иголку, которую сам джинн почему-то не может вынуть. Джинн делается покорным рабом того, кто воткнёт в его тело иголку. Чтобы избавиться от рабства джинн тайком от своего хозяина просит какого-нибудь ребёнка вынуть из тела иголку, обещая дать за это яблоко; но как только иголка вынута, джинн моментально исчезает[14].

Во время геноцида в Руанде, хуту и тутси избегали мусульманских районов, так как верили, что мусульмане и их мечети были под покровительством джиннов. В Чьянгугу не уничтожали мечети, так ка верили, что они под защитой джиннов и боялись их гнева.[15]

Джинн широко известен в западной культуре, из сказки о Алладине из сборника «Тысячи и одной ночи» как волшебный дух, заточённый в сосуд и обязанный исполнить 3 желания того, кто потёр сосуд и высвободил джинна.

В римской мифологии аналогом джиннов выступали гении или даймоны др.-греч. δαίμων (демоны) в древнегреческой культуре.

Джинны имеют много общего с демонами, бесами в христианской и европейской культуре или шеддимами в иудаизме, основным отличием служит то, что джинны в исламе, как и люди, имеют выбор быть праведными или слугами сатаны, а христианство причисляет абсолютно всех демонов ко злу.

Джинны в искусстве

Литература

В романе Сергея Лукьяненко «Непоседа»:

— Джинны — очень, очень вредные и хитрые существа! — с чувством сказал дракон.

В повести Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч».

В фэнтезийных книгах Джонатана Страуда — Амулет Самарканда, Глаз Голема, Врата Птолемея, Кольцо Соломона.

Кинематограф

Джинны — популярнейшие сказочные персонажи в мировом кинематографе. Часто изображаются как волшебные существа, заключенные в лампу или бутылку. Джинн подчиняется воле того, кто вызволил его из заточения, и исполняет его желания. Классическим воплощением джинна стал американский фильм «Багдадский вор» (1940 год). Джинн выступает в нём как исполинское существо человеческого облика, подчиняющееся воле мальчика, вызвавшего его из лампы.

Необходимо отметить также советский фильм «Волшебная лампа Аладдина» (1966 год). В этой картине джинн предстает в своем каноническом облике: существо из огня.

Джинны не всегда являются добрыми духами, исполняющими желания именно так, как этого желают. Тому подтверждение фильм режиссёра Роберта Картцмана «Исполнитель желаний» 1997 года и фильм Джека Шолдера «Исполнитель желаний 2» 1999 года. Отталкиваясь от этой идеи, он создал злого джинна, который собирает души, чтобы освободить своих собратьев из другого мира и вместе с ними править землей. Джинн готов выполнить любое желание, но нужно быть предельно внимательным к мелочам, ведь он может не так понять желание.

Фильмы

Телесериалы

Мультфильмы

Книги

Аниме и манга

  • Котокава Ая «Lample»
  • Отака Синобу «Magi»

Компьютерные игры

В популярной культуре

  • В песне «Сказка про джинна» Владимира Высоцкого образ заключённого в бутылке джинна обыгрывается в юмористическом ключе — вылезший джинн изо всех чудес оказывается способен только на мордобой, да и то непрофессионально. Он не справляется с милицией.

Интересные факты

  • Татуировка с изображением джинна, в криминальном мире означает, что человек отбывает срок за преступление предусмотренное статьей 228 УК РФ (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов).
  • В интернете есть интернет-ресурс, где Джинн угадывает любого персонажа: http://ru.akinator.com/
  • В Талмуде, и в других священных для евреев книгах упоминаются существа, по описанию напоминающие джиннов. Это духи, созданные в шестой день творения. Бог не успел создать для них тела, как наступила суббота. Так и остались они бестелесными. О них сказано, что, подобно ангелам, они имеют крылья, могут перемещаться от одного края мира до другого, знают будущее. И в то же время, подобно людям, едят, пьют, размножаются и умирают. Люди должны опасаться их. См. Талмуд (Хагига 16), Зоар (Берешит бет 190).

См. также

В Викисловаре есть статья «джинн»

Примечания

  1. См.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]: В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003, т. 1, с. 139.
  2. Hoyland, R. G., Arabia and the Arabs: From the Bronze Age to the Coming of Islam.
  3. Шаблон:Quran-usc
  4. Шаблон:Quran-usc
  5. Muḥammad ibn Ayyūb al-Ṭabarī, Tuḥfat al-gharā’ib, I, p. 68; Abū al-Futūḥ Rāzī, Tafsīr-e rawḥ al-jenān va rūḥ al-janān, pp. 193, 341
  6. Tafsīr; Bakhsh az tafsīr-e kohan, p. 181; Loeffler, p. 46
  7. Ṭūsī, p. 484; Fozūnī, p. 527
  8. Fozūnī, p. 526
  9. Fozūnī, pp. 525–526
  10. Kolaynī, I, p. 396; Solṭān-Moḥammad, p. 62
  11. Mīhandūst, p. 44
  12. Abu’l-Fotūḥ, XVII, pp. 280–281
  13. 1 2 Ibn Taymiyyah, al-Furqān bayna awliyā’ al-Raḥmān wa-awliyā’ al-Shayṭān ("Essay on the Jinn"), translated by Abu Ameenah Bilal Phillips
  14. Ҹин (сказка о джинне). — Азербайджанские сказки. — Баку: Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1963. — Т. IV. — С. 171-173.  (азерб.)
  15. 10.1080/09596410701214076.

Литература

Джинны.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01