17-07-2023
Джозеф Агасси | |
Joseph Agassi | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Подданство: | |
Язык(и) произведений: | |
Направление: | |
Основные интересы: | |
Оказавшие влияние: | |
http://www.tau.ac.il/~agass | |
Джозеф Ага́сси (англ. Joseph Agassi; 7 мая 1927, Иерусалим) — израильский ученый, академик, имеющий достижения в области логики, методологии, философии.
Окончил Еврейский университет в 1952 году и Лондонский университет в 1956 году, получив степень доктора. Преподавал в Лондонской школе экономики и политических наук, где ассистировал Карлу Попперу, который и оказал на Агасси наибольшее влияние. С 1960 по 1963 возглавлял отделение философии в университете Гонконга, затем был профессором Иллинойсского университета, университета в Бостоне. С 1971 года и по сей день — профессор Тель-Авивского университета, а с 1984 года одновременно и профессор Йоркского университета в Торонто.
Женат на внучке Мартина Бубера — Джудит Бубер с 1949 года. От этого брака родилось двое детей — Аарон и Фирца, последняя умерла от рака в марте 2008 года. Образ маленькой Фирцы часто использовался Поппером в его крылатой фразе «Пиши это для Фирцы»(англ. "Write it for Tirzah!"), чтобы объяснить Агасси своё мнение относительно того, насколько понятен должен быть язык написанного.
Содержание |
Изыскания Агасси основываются на мысли о том, без рациональности философия ничто. Именно поэтому вот уже около 50 лет он исследует рациональную составляющую своих излюбленных сфер науки, метафизики, демократической политики.
Будучи сторонником философии Поппера (с некоторыми вариациями), Агасси игнорирует многие проблемы, волнующие философов науки, и, прежде всего, проблему теории выбора. Проблемы же философии технологии, в первую очередь, проблема выбора научных теорий и идей, стоящих применения, напротив, увлекают его.
Придерживаясь линии политической философии Поппера, Агасси говорит о том, что все существующие ныне школы мысли пренебрегают одной из крупнейших проблем этики, а именно — моральными регуляторами и временем их применения. Согласно его идеям, чем порядочнее люди, тем гораздо активнее они используют эти регуляторы. К примеру, немецкий народ потерял их в тот момент, когда нацистские правители показали свое истинное лицо.
Помимо этого, Агасси считает, что на сегодняшний день демократия одна из совершеннейших форм правления, причем неважно какие проблемы стоят перед обществом в данный временной промежуток, она всё равно останется оптимальной.
Его труды также продолжили изыскания Поппера в области методологии критического рационализма, более того существенно их развили. По его словам, рационализм дает возможность проверять и уравновешивать различного рода проблемы демократии. Использованный им термин «бутстрапирование» (англ. bootstrapping), означает подход к проблемам методологии критического рационализма. Предлагаются решения этих проблем, пути их устранения. Сам Агасси признает, что и столь любимая им демократия не застрахована от ошибок и что в ряде случаев эти ошибки могут привести к гибели, как в Германии в 1933 году. Тем не менее, по его мнению, именно демократия имеет больше всего шансов на успех. В частности, в глобальной политике она обладает наилучшей процедурой воостановления, исправления ошибок, которая находит свое отражение в задачах демократических институтов.
Агасси широко рассматривал глобальную политику и методологию её осуществления, которую можно охарактеризовать как систематическую. С этой точки зрения его требования для тех, кто занимается ею, выглядит совсем минималистичными: самые малые изменения могут привести к полномасштабным изменениям в дальнейшей Перспектива перспективе. Глобальные проблемы он предлагает выносить на общественное обсуждение на различных форумах, чтобы мог быть достигнут компромисс. Наиболее важные проблемы должны решаться определенным числом участников.
Султанова М. А. Агасси Дж. К развитию рациональной философской антропологии // Философия человека: традиции и современность. Вып. 2. — М., 1991, с. 119—138.
Джозеф Агасси.