21-10-2023
Директива Европейского Парламента и Совета Европейского союза 2005/35/EC от 7 сентября 2005 г. "о загрязнении от судов и о введении санкций, включая уголовные санкции, за правонарушения, связанные с загрязнениями" | |
---|---|
Directive 2005/35/EC of the European Parliament and of the Council of 7 September 2005 on ship-source pollution and on the introduction of penalties for infringements | |
Отрасль права | экологическое право |
Вид | Директива ЕС |
Номер | 2005/35/EC |
Принятие | Европейский совет |
Подписание | 7 сентября 2005 |
Вступление в силу | 1 октября 2005 |
Первая публикация | Official Journal of the European Communities |
Директива 2005/35/EC, официальное название Директива Европейского Парламента и Совета Европейского союза 2005/35/EC от 7 сентября 2005 г. «о загрязнении от судов и о введении санкций, включая уголовные санкции, за правонарушения, связанные с загрязнениями» (англ. Directive 2005/35/EC of the European Parliament and of the Council of 7 September 2005 on ship-source pollution and on the introduction of penalties for infringements) — нормативный акт, содержащий меры для предотвращения выбросов нефти и вредных жидких веществ с судов, а также ответственности за совершение подобных действий. Документ был принят 7 сентября 2005 года в Брюсселе Европейским советом и вступил в силу 1 октября 2005 года.
Наибольший вред целостности экосистемы водных объектов наносят выбросы нефтепродуктов[1]. Их негативное воздействие снижает фотосинтезирующую способность фитопланктона и ухудшает условия жизни морских животных[2]. Значительная доля таких загрязнений приходится на грузовые и пассажирские суда[3]. Последствия катастрофы нефтяных танкеров Erika (1999 год) и Prestige (2002 год) в результате которых, разливы нефти нанесли серьезный ущерб морской среде, прибрежным территориям Испании и Франции и негативно отразились на экологической и экономической обстановке. Этот инцидент вынудил европейского законодателя ускорить разработку более эффективных нормативных документов[4].
Результатом длительной работы стало принятие Европейским парламентом в 2005 году Директивы 2005/35/EC «о загрязнении от судов и о введении санкций, включая уголовные санкции, за правонарушения, связанные с загрязнениями» ввиду того, что очень большое число судов, плавающих в водах Евросоюза, игнорируют правила Конвенции MARPOL73/78. Для борьбы с этими нарушениями положения Директивы вводили штрафные санкции к судам-загрязнителям и уголовное преследование для лиц виновных в совершении подобных действий[5].
Директива 2005/35/EC была разработана и принята для ужесточения существующих норм (с целью их более надлежащего исполнения) по предотвращения выбросов нефти и вредных жидких веществ с судов. Положения данного акта направлены на инкорпорацию в законодательство Европейского Союза международных стандартов по предотвращения загрязнения с судов и обеспечению наложения адекватных санкций, включая уголовные санкции, на лиц, ответственных за выбросы загрязняющих веществ, с целью повышения уровня безопасности судоходства и усиления защиты морской среды от загрязнения от кораблей[7].
Директива 2005/35/EC.