01-08-2023
Иван Иванович Дмитревский | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Род деятельности: |
учёный-богослов, переводчик |
Годы творчества: |
1780—1812 |
Иван Иванович Дмитревский (Дмитриевский) (1754, Михайлов, Рязанская губерния — 1867[1], Рязань) — учёный-богослов, переводчик.
Содержание |
С 1764 по 1766 учился в Рязанской духовной семинарии, где удостаивался права выступать на публичных актах. Затем в течение двух семестров слушал курс богословия при Славяно-греко-латинской академии, где одновременно состоял певчим в архиерейском хоре и сочинял духовную музыку.
С 1778 был определён учителем греческого и еврейского языков, а позднее риторики и философии в Рязанскую духовную семинарию; также обучал священников, читавших проповеди на архиерейской кафедре, и исполнял обязанности регента архиерейского хора.
В 1779 Дмитревский поступил на службу канцеляристом в Рязанскую духовную консисторию.
В Рязани в 1780 Дмитревский перевёл с греческого «Послание к коринфянам», приписываемое папе Клименту I. Этот свой первый перевод Дмитревский напечатал в Москве у Н. И. Новикова в 1781 (остатки тиража конфискованы в 1787 вместе с другой неортодоксальной духовной литературой).
В Петербурге 13 (24) августа 1790 Дмитревский обратился к Е. Р. Дашковой с просьбой опубликовать подготовленный им перевод трёх «речей» Исократа Афинского параллельно с греческим оригиналом, чтобы издание могло служить учебным пособием. К переводу Дмитревский приложил компилятивное «Краткое начертание жизни Исократа». В качестве комментария использовал «Рассуждения» филолога XVI века Иеронима Вольфа. Книга «Исократа Афинейского, оратора и философа, политические речи» (1789) была напечатана Академией наук в пользу переводчика (за вычетом суммы на печатание) и позднее продавалась самим Дмитревским в Тамбовской и Рязанской губерниях.
22 декабря 1783 (2 января 1784) в чине губернского секретаря получил штатную секретарскую вакансию в Рязанской духовной консистории.
18 (29) октября 1788 взят переводчиком в Синод[2].
8 (19) мая 1790 Дмитревский перевёлся секретарём в Тамбовскую духовную консисторию.
В июне 1795 он просился секретарём в Московскую синодальную контору[3], однако это ходатайство не имело результата. 15 (26) июня 1799 был вовсе уволен из ведомства Синода по подозрению во взятках[4].
До марта 1800 Дмитревский служил экспедитором при Тамбовском почтамте.
28 марта (9 апреля) 1800 поступил учителем российского этимологического класса в Московской благородный пансион и Универсальную гимназию. С 25 августа (6 сентября) ему поручают также преподавание латинского синтаксиса[5].
К 1803 Дмитревский завершил также «Историческое и юридическое разыскание о браках…», оставшееся неизданным, хотя он и обращался за цензурным разрешением на публикацию в Департамент народного просвящения. Через московскую цензуру проходило, кроме того, «Краткое начертание жизни И. И. Дмитревского» (видимо, вариант автобиографии)[6].
19 (31) марта 1804 Дмитревский уволился из университета с чином титулярного советника[7] и, хотя оставался «за штатом», 12 (24) августа 1805 был произведён в коллежские асессоры, по-видимому в связи с успехом своего историко-богословского труда «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на литургию…», поднесённого Александру I и удостоенного денежной награды (13 (25) июля 1803).
В 1791 сочинение это, кaк и аналогичный труд Аполлоса Байбакова, не было рекомендовано Синодом к печати[8], но в начале XIX века исследования и толкования Дмитревского были с интересом приняты духовенством и даже старообрядцами. М. И. Невзоров откликнулся на него рецензией в своём журнале «Сионский вестник»[9].
С 1807 Дмитревский находился в отставке и с огромным семейством жил в приобретённой им деревеньке Гололобово Коломенского уезда Московской губернии.
К 1812 Дмитревский, внеся поправки и проверив тексты отцов церкви, подготовил расширенное 5-е издание книги, которое затем неоднократно перепечатывалось (известно издание 1828). Труд Дмитревского использовал Н. В. Гоголь при работе над «Размышлениями о божественной литургии» (в авторских примечаниях ошибочно — «Дмитриев»).
К 1820-м годам Дмитриевские переехали в Рязань.
И. М. Снегирёв в воспоминаниях о гимназии характеризовал Дмитревского как сведущего богослова, археолога (ценителя древностей) и знатока греческого языка, переводившего с учениками Корнелия Непота и басни Федра, а в бытовом отношении — как тип «старинного семинариста»:
… среднего роста, с старомодною причёскою и длинною косой, он носил тафтяной кафтан, весь масляный от блинов, которые любил есть, штаны с медными шлифными пуговицами, неуклюжие башмаки с заплатами… По простоте и доброте был ребёнок |
Другой ученик Дмитревского, Е. Ф. Тимковский, отметил, что по литературным симпатиям он был «заржавленный греко-славянин» (то есть сторонник А. С. Шишкова).
Дмитревский, Иван Иванович.