Lt304888.ru

Туристические услуги

Донгхо

18-04-2023

Перейти к: навигация, поиск
«Мышиная свадьба», популярный сюжет донгхо.

Донгхо (вьетн. Đông Hồ, тьы-ном 東胡), полное название «народная раскрашенная ксилогравюра донгхо» (Tranh khắc gỗ dân gian Đông Hồ, чань хак го зан зян донг хо), — жанр вьетнамского изобразительного искусства[en], раскрашенные ксилогравюры, появившийся в деревне Донгхо (làng Đông Hồ), расположенной в провинции Бакнинь[1], в правление династии Ле[2].

Донгхо изготавливают на особой поблёскивающей бумаге, содержащей клейкий рис и растёртые раковины морских гребешков (con điệp) и оттого называющейся зай дьеп (giấy điệp)[3], и расписывают натуральными красителями. Обычные сюжеты донгхо — добрые пожелания, исторические личности, повседневные дела и фольклор. В прошлом донгхо были обязательным элементом празднования вьетнамского Нового года[3][4], но эта традиция постепенно исчезает из-за распространения фальшивых донгхо и популяризации празднования Нового года по западному обычаю. Донгхо являются культурным достоянием Вьетнама[5].

Темы

Донгхо отражают традиционные человеческие желания (приход весны) и общественные взгляды. Элементы повседневной жизни включены в гравюры для выражения мыслей и надежд вьетнамцев[6][7]. Ниже приведены характерные темы с пояснениями[8].

Виньхоа (Vinh hoa, 荣花, слава) и Фукуи (Phú quý, 富貴, богатство)

Так как донгхо в основном покупают и выставляют на Тет, их содержание часто оптимистическое, шутливое, а цвета — яркие[8]. Самые популярные картины — «Поросёнок», «Куриный двор», «Мальчик, сидящий на буйволе, играет на флейте», которые представляют пожелание процветания, счастья и удачи в новом году[8][10]. Рядом с иллюстрацией находится несколько китайских иероглифов, которые описывают содержание картины. Существуют наборы гравюр, к примеру, «Виньхоа и Фукуи»[6].

Помимо этого донгхо используются и для выражения забот и текущих событий: перед Первой мировой войной был создан набор из четырёх гравюр, названный «Прогресс цивилизации» (Văn minh tiến bộ, ван минь тьен бо); на них сатирически изображены вьетнамцы, ведущие себя подобно французам[11]. Некоторые донгхо получили известность за необычные сюжеты, к примеру, «Мышиная свадьба» (Đám cưới chuột, дам кыой тюот), на которой изображена мышиная свадебная процессия, все участники которой трясутся от страха перед наблюдающим за ними котом. Вьетнамская рок-группа Гаттандэй (Gạt Tàn Đầy) написала по сюжету этой гравюры одноимённую песню[12]. Этот же сюжет использовался в выступлении собачьего цирка[13].

Создание

Для окрашивания бумаги используются натуральные цвета: для чёрного красителя используется зола бамбуковых листьев, для зелёного — листья кайюпута, голубой получается из ярь-медянки[en], оранжевый — из скипидара, красный из гравия, жёлтый из семян аниса, а белый — из толчёной яичной скорлупы[6][10].

Донгхо изготавливаются только в одноимённой деревне на берегу реки Дуонг[en] в провинции Бакнинь, в 35 км от Ханоя[6][10]. Мастера часто самостоятельно делают бумагу и красители[8].

Благодаря добавлению в бумагу «дьеп» молотых перламутровых раковин и клейкого риса, она переливается на свету, кроме того они добавляют ей крепости[7][10]. Красители стойки, и донгхо долго не выцветает[4].

Последний этап создания донгхо — печать с досок. На доску наносят краситель, а затем прижимают к листу бумаги как штамп. Затем процесс повторяют с другой доской и другим красителем, пока рисунок не будет готов[4][7]. Оконченную гравюру покрывают слоем рисовой пасты «хонэп» (hồ nếp, «рисовый клей»), чтобы сделать её прочнее, а затем сушат на солнце[14]. В прошлом для подготовки к празднованию Тета мастера начинали готовить донгхо за шесть—семь месяцев[6].

История

Чёрно-белая «Мышиная свадьба»

Жители деревни считают, что донгхо начали делать в XII веке, в правление династии Ли, однако научный консенсус по этому вопросу заключается в том, что донгхо изготавливают с XVII века, а именно с правления Ле Кинь Тонга (1600—1619)[6]. В династический период деревня Донгхо была одним из немногих мест, где создавались народные картины[15].

Из-за специализации деревни почти все её жители были задействованы в производстве гравюр, начиная вырезанием печатных досок и заканчивая созданием новых сюжетов[8].

Яркие донгхо оживляли дом и считались хорошим знаком на Новый год, благодаря чему получили названия «Рисунок для Тета» (tranh Tết, чань тэт) или «Весенние рисунки» (tranh Xuân, чань суан)[6][7]. До 1945 года более 150 семей в деревне Донгхо делало гравюры[16]. Однако в современных условиях основными покупателями донгхо стали туристы, и жители Донгхо больше не могут себя обеспечивать только за счёт гравюр[10]. Кроме того, донгхо страдают из-за подделок, выпускаемых в массовом порядке[17]. В результате в деревне осталось лишь несколько семей, производящих донгхо, остальные переключились на создание ритуальных денег и бумажных амулетов[10][14].

Предпринимаются разнообразные попытки сохранить искусство создания донгхо. В 2008 году Нгуен Данг Те (Nguyễn Đăng Chế), один из немногих оставшихся мастеров деревни, создал «Центр гравюр донгхо»[6][4]. Некоторые художники пробуют использовать техники донгхо в современном искусстве[18][19][20]. Министерство почты и телекоммуникаций выпустило в 2007 году набор памятных марок с донгхо[21].

Изображения

Куриный двор — пожелание удачи
«Инь и ян» на поросятах — пожелание удачи
Жабья школа
Борьба
Карп — пожелание удачи
Сбор кокосов
Ревнивая жена

Примечания

  1. Forbes, Andrew, and Henley, David: Vietnam Past and Present: The North (History and culture of Hanoi and Tonkin). Chiang Mai. Cognoscenti Books, 2012. ASIN: B006DCCM9Q.
  2. Нгуен Фи Хоань, перевод с вьетнамского В. Г. Нушелъ, А. Б. Полякова, А. А. Соколова Искусство Вьетнама. — Прогресс, 1982.
  3. 1 2 Sachs Dana Two cakes fit for a king: folktales from Vietnam. — University of Hawaii Press, 2003. — P. 15–16. — ISBN 978-0-8248-2668-0.
  4. ↑ First Dong Ho folk painting centre inaugurated. Vietnamnet.vn (29 июля 2008).
  5. По берегам Красной реки (рус.) (02.11.2009). Проверено 9 сентября 2013.
  6. ↑ Rooster woodprints crow in the new year(недоступная ссылка — Архивировано из первоисточника 5 марта 2009.
  7. ↑ Tranh Đông Hồ (вьетн.). Вьетнамский энциклопедический словарь.
  8. 1 2 3 4 5 Discovery Channel (Firm) Vietnam - Insight guide. — Langenscheidt Publishing Group, 2003. — P. 115–116. — ISBN 981-234-984-7.
  9. Thầy Đồ Cóc
  10. ↑ Where has the Dong Ho Painting village gone?. Vietnamnet.vn (22 февраля 2007).
  11. Kathryn Robson, Jennifer Yee France and "Indochina": cultural representations. — Lexington Books, 2005. — P. 69. — ISBN 0-7391-0840-9.
  12. Một thập kỷ 'Đám cưới chuột' (Vietnamese). Tienphong.vn (10 февраля 2008).
  13. Of mice and men... and cats and marriage(недоступная ссылка — Архивировано из первоисточника 4 июля 2007.
  14. ↑ Dong Ho loses painting tradition; switches to making paper objects. Vietnamnet.vn (29 января 2008).
  15. Odd paintings from shipwrecks. Vietnamnet.vn (24 марта 2009).
  16. Keeping an ancient art form alive(недоступная ссылка — Архивировано из первоисточника 23 сентября 2008.
  17. Countryside culture for city slickers. Vietnamnet.vn (8 июля 2009).
  18. Le Phuong Dong wood-engraving painting exhibition. Vietnamnet.vn (13 ноября 2006).
  19. Folk art gets 21st-century interpretation. Vietnamnet.vn (24 июня 2009).
  20. Exhibition features woodblock prints(недоступная ссылка — Архивировано из первоисточника 17 июня 2011.
  21. In the pink for the Lunar New Year. Vietnam Women's Union (5 февраля 2007).

Ссылки

  • (Официальный сайт одной из компаний, занимающихся созданием донгхо.
  • Интервью с мастером донгхо и видео процесса их создания
  • Статья о донгхо на сайте радио «Голос Вьетнама» — «Голос Вьетнама»

Донгхо.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01