Дистрибу́ция — в языкознании: сумма всех окружений, в которых встречается некоторый элемент, то есть сумма всех (различных) позиций элемента относительно позиций других элементов. Термин «дистрибуция» употребляется в структурном языкознании, особенно в американской дескриптивной лингвистике[1].
Понятие дистрибуции отражает свойство языковых единиц, состоящее в том, что каждая единица (за исключением предложения) обладает более или менее ограниченной способностью сочетаться с другими подобными единицами[1].
Типы дистрибуции
Существуют следующие типы дистрибуции[1]:
- дополнительная (комплементарная) — два элемента никогда не встречаются в одинаковой позиции; этот тип характерен для вариантов одной и той же единицы (к примеру, для более открытого и более закрытого гласного в рус. дед и деть, первый из которых встречается в русской речи перед твёрдыми, а второй — перед мягкими согласными; оба гласных являются вариантами фонемы е);
- два элемента встречаются в одинаковой позиции:
- множество возможных позиций одной единицы включает в себя множество возможных позиций другой. Данный случай является разновидностью контрастной дистрибуции и характерен для функционально противопоставленных единиц, одна из которых обычно описывается как обладающая положительным признаком (маркированная), а другая — отрицательным (немаркированная). Так, дистрибуция русских глухих согласных шире дистрибуции звонких, так как последние не встречаются в позиции конца фонетического слова;
- множества возможных позиций двух единиц или двух классов единиц частично пересекаются (к примеру, в чешском языке дистрибуция фонем r и l, относящихся к классу согласных, частично пересекается с дистрибуцией гласных, так как они могут быть центральным элементом слога, ср. vlk — «волк», prst — «палец»).
Примечания
Литература
- Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. — М., 1959.