Lt304888.ru

Туристические услуги

Дорога Мужества

09-07-2023

«Дорога Мужества» — двухпутная железнодорожная линия Старый Оскол — Сараевка, построенная в 1943 году при подготовке к Курской битве для усиления действовавшей на Курском выступе однопутной железной дороги Касторная — Мармыжи — Курск — Льгов, обслуживавшей пять армий Центрального и три армии Воронежского фронтов.

В 1960-х — 1970-х годах от основной линии были отведены ответвления, обслуживающие Лебединский и Стойленский горно-обогатительные комбинаты. В 1999 году участок Старый Оскол — Стойленская был электрифицирован (система переменного тока 25 кВ)[1][2].

По состоянию на 2009 год линия Старый Оскол — Сараевка используется как для грузового, так и для пассажирского сообщения. В рамках «Федеральной целевой программы развития железнодорожного транспорта» планируется до 2018 года полностью электрифицировать участок Стойленская — Сараевка[3].

Содержание

Строительство

По ходатайству Военного совета Воронежского фронта Государственный Комитет Обороны поручил НКПС с 15 июня по 15 августа 1943 года построить железнодорожную линию. 8 июня 1943 года ГКО принял постановление «О строительстве линии Старый Оскол — Ржава» протяженностью 95 километров по облегченным техническим условиям. Трасса на протяжении 68 километров была новой, а другой участок пути составляла существующая ветка в районе Курской магнитной аномалии, нуждающаяся в реконструкции[4]. В строительстве дороги под руководством генерал-майора П. А. Кабанова участвовали[5]:

  • три железнодорожные бригады
  • спецформирования НКПС
  • 2 тысячи красноармейцев из запасных частей
  • около 20 тысяч человек местного населения

Военный совет Воронежского фронта выделил для обеспечения строительства два автомобильных батальона. Изыскания и проектирование линии велись одновременно с сооружением. Дорога вступила в строй досрочно — 17 июля 1943 года. Труд 306 наиболее отличившихся её строителей был отмечен правительственными наградами.

Значение дороги

Новая линия разгрузила железнодорожную линию Касторная — Курск, Воронежский фронт получил самостоятельную железнодорожную коммуникацию, выход на рокадную дорогу Курск — Белгород и на изолированный железнодорожный участок Ржава — Обоянь. Ввод дороги ускорил доставку грузов к линии фронта на 24—48 часов, так как сократилась дальность доставки грузов автотранспортом на 120—150 километров. Дорога была использована для организации кольцевого одностороннего движения поездов по маршруту Касторная — Курск — Сараевка — Старый Оскол, что значительно увеличило провозную способность железных дорог на Воронежском и Центральном фронтах во время Курской битвы и способствовало её победоносному завершению.

После окончания Великой Отечественной войны и начала разработки Курской Магнитной Аномалии линия получила важное промышленное значение.

Примечания

  1. История электрификации железных дорог СССР  (рус.). Паровоз ИС. Проверено 20 февраля 2010.
  2. «Островные» электрифицированные участки железных дорог
  3. Новости ЮВЖД 27.08.2007
  4. Портал региональных корпоративных газет.
  5. Сайт Железная дорога.

Литература

  • Дорога Мужества // Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 122. — ISBN 5-85270-115-7

Дорога Мужества.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01